Ветеран и его родственники радушно приняли меня и пригласили к столу. Владимир Иосифович из-за болезни не очень много говорил. Но в его глазах было столько тепла и доброжелательности! Удивительно, как, пережив годы ужасной войны, он сохранил в себе частицу света и добра? Этот секрет я раскрыла чуть позже.
За просмотром фотографии и статей о Владимире Иосифовиче его жена Клара Николаевна вспоминала, как всё начиналось:
– Тогда еще 19-летний парнишка Володя окончил Тамбовское лётное училище. Сразу же начал работать пилотом-инструктором учебных самолетов «По-2». Спустя два с половиной года началась война. Фашисты тогда сильно бомбили Житомир и Киев, всё ближе подходили к Минску. А Владимир Иосифович, воодушевленный фронтовыми подвигами солдат, мечтал сам полететь туда и помочь нашим.
Но его мечта исполнилась не сразу. Сначала он по распределению отправился в Актюбинск (ныне Актобе), где подготовил два курса лётчиков. Затем до конца 1941 года учился управлять большими самолетами «Ли-2» в Ташкенте. И только после этого его, как опытного пилота, отправили на фронт.
– Клара Николаевна, а какие боевые задачи стояли перед Владимиром Иосифовичем?
– На протяжении всего 1943 года он помогал белорусским и ленинградским партизанам: сбрасывал ценные грузы, перевозил раненых. Сложность состояла в том, что делать это нужно было с очень небольшой высоты, 10–15 метров, иначе противник открывал огонь.
– О чём вам Владимир Иосифович чаще всего рассказывал, что ему больше всего запомнилось?
– Наверное, то, как он однажды помогал вывозить раненых с хорошо укрепленного оборонительного рубежа немцев в районе Таманского полуострова. Владимир Иосифович, как обычно, принимал на борт самолета раненых. И уже собрался улетать, как вдруг его останавливает медсестра и говорит: «Лётчик, ты сам молодой, и у меня там, в палатке тоже совсем еще молоденький мальчик умирает. У него гангрена начинается, возьми его». И, несмотря на то, что на нижних плоскостях самолета было всего две грузовые площадки, предназначенные для двух раненых, Владимир Иосифович взял третьего. Он посадил его в заднюю кабину самолета и закрепил ремнями, чтобы тот не выпал. Начал осторожно взлетать – мотор работал хорошо, выдержал. После этого Володя стал каждый раз возить по трое раненых, сделав за июль – август 101 вылет. А 18 августа 1943 года за это командир Завалишин объявил ему благодарность в лётной книжке.
Сказав это, Клара Николаевна сжала руку Владимира Иосифовича, и ее глаза постепенно наполнились слезами.
– Владимир Иосифович, вы выполняли такие опасные поручения, спасали жизни людей, получали за это награды. А какая из них самая значимая для вас?
– Партизанская медаль. Ведь у меня и брат в партизанском отряде был, и родители остались в оккупированной Белоруссии. Эта награда очень дорога для меня. Самые трудные – это, конечно, боевые награды, – находит силы сказать Владимир Иосифович и больше не может сдерживать слёз.
– Уверена, у вас сохранились не только страшные и болезненные воспоминания. Скажите, какое радостное событие больше всего запомнилось?
– О, я хорошо помню, как Володя об этом рассказывал. Было лето 1944 года. Белоруссию освободили. Владимир Иосифович по заданию полетел на аэродром в Толчино. По пути он решил завернуть в родной город, Шклов. Внизу все услышали гул самолета, выбежали на городскую площадь. И Володя, снизившись до высоты 15–20 метров, сбросил в появившуюся толпу вымпел с просьбой сообщить, живы ли родители, а также небольшую посылку – 20 пачек «Беломорканала». Родители Владимира тоже пришли на площадь. И отец, будто почувствовав душой, куда упадет посылка, поднял вымпел. Сигареты раздал всем понемногу. А когда читал письмо, то вместе со всеми плакал от счастья, радуясь, что с сыном всё хорошо, – с улыбкой на лице и блеском в глазах говорит Клара Николаевна.
После окончания войны Владимир Иосифович не оставил полеты. До 1950 года он, вылетая рано утром, доставлял почту советским солдатам за границей. Впоследствии работал в ЧВВАКУШе, Челябинском аэропорту. Эта неискоренимая любовь к полетам, небу, пронесенная им через годы, и есть маленький секрет его добродушия, отзывчивого сердца. Несмотря ни на что, все его начинания и страсть к лётному делу поддерживала Клара Николаевна – это второй секрет Владимира Иосифовича.
Сейчас ему 93 года, он с воодушевлением вспоминает СССР и с горечью говорит о его распаде. Тем не менее, лётчик остался верен присяге и защищал Родину до конца. Владимир Беляй отстоял её ради нашего будущего.