Платформа, на которой сейчас проводятся все занятия со студентами, создавалась под нужды Института открытого дистанционного образования. Изначально ее нагрузка была рассчитана на несколько сотен человек, которые могли одновременно пользоваться всеми инструментами. С массовым переходом на дистанционный формат число пользователей выросло в несколько раз. Каждый день на портал заходят до пяти тысяч человек одновременно.
С ростом нагрузки увеличилось количество задач, стоящих перед командой Управления информатизации ЮУрГУ. Высококвалифицированные специалисты масштабировали систему, добавив виртуальные серверы и распределив нагрузку, – и ее работа стала более стабильной. В итоге через несколько дней преподаватели и студенты могли свободно пользоваться платформой даже в учебные часы пик.
– Мы предвидели рост нагрузки и заранее подключили облачные сервисы Google для образования. В короткий срок мы интегрировали сервисы авторизации с нашими системами, и теперь все преподаватели и студенты могут пользоваться безграничными возможностями «облака» Google. Это не бесконтрольное использование сервисов в личных целях, а централизованная работа с продуктами Google, которые предоставляют средства отчетности и возможности администрирования, – говорит начальник Управления информатизации ЮУрГУ Евгений Кабиольский.
В основе платформы «Электронный ЮУрГУ» лежит система дистанционного обучения Moodle – самая популярная свободно распространяемая система для организации обучения. Исходный код виртуальной обучающей среды открытый, поэтому ее легко интегрировали с системами вуза. Еще один компонент – система видеоконференций BigBlueButton. Именно благодаря ей преподаватели общаются со студентами в режиме видеоконференции. Подключение занимает меньше минуты. Чтобы пары шли по расписанию и более трех тысяч студентов и преподавателей могли показывать презентации, участвовать в опросах и тестированиях, непрерывно работают двенадцать серверов.
– Мы прошли путь цифровой трансформации образования за рекордно короткий срок. Уверен, что в дальнейшем мы будем применять накопленный опыт в повседневной работе и больше использовать цифровые технологии – не как вынужденные средства коммуникации, а как неотъемлемый атрибут образовательного процесса, – продолжает Евгений Алексеевич.
Сейчас «Электронный ЮУрГУ» можно назвать средоточием образовательной деятельности вуза. Но это не единственный цифровой сервис, который доступен в Южно-Уральском государственном университете: сотрудники и студенты давно пользуются рабочей электронной почтой, хостингом сайтов, хранилищем файлов, многие процессы обрабатывает и автоматизирует информационно-аналитическая система «Универис».