Четверг, 21 Ноября 2024

В помощь преподавателям и студентам

Понедельник, 17 января 2022 00:00   Иван ЗАГРЕБИН
В помощь преподавателям и студентам Фото из личного архива Е.А. КАБИОЛЬСКОГО

Названы имена лауреатов премии «Признание ЮУрГУ». В номинации «Учебный процесс» награждён начальник Управления информатизации Евгений Алексеевич Кабиольский – за создание в университете информационной системы дистанционного образования в условиях пандемии Covid-19.

– На самом деле темой дистанционного образования в вузе мы занимаемся довольно давно и успешно, – рассказывает лауреат. – В этом плане Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ всегда был самым передовым, поскольку его студенты обучаются с использованием дистанционных технологий. Кроме того, вуз активно занимался и занимается дополнительным образованием – также с применением дистанционных технологий. Мы всегда осознавали значимость такой системы образования, важность её доступности и понятности для преподавателей, методистов – например, понятной системы оценок. Так появилась система «Электронный ЮУрГУ». Новым толчком для её развития стало вступление вуза в Программу 5-100. Мы создавали систему, которую можно было бы масштабировать. Зачем это нужно? Очень просто. Когда к «Электронному ЮУрГУ» подключается много пользователей и к серверу происходит много запросов, он может «зависнуть». А нужно сделать так, чтобы всё работало без сбоев. Если бы мы своевременно не приложили максимум усилий для перераспределения вычислительных мощностей университета, система бы не выдержала. Нынешняя пандемия заставила нас активнее двигаться в этом направлении. Конечно, мы использовали прежние наработки. В частности, платформа Moodle LMS была для нас не в новинку.

Но весной 2020 года мне и моим коллегам потребовалось очень много и интенсивно работать. Необходимо было перераспределить вычислительные мощности ЮУрГУ так, чтобы освободить ряд серверов для использования в дистанционном образовании. Новые серверы закупить было сложно по ряду причин. Рынок оказался не готов к такой ситуации – соответственно, не мог предоставить товар по первому требованию из-за возникшего дефицита: серверы нужны были многим фирмам, организациям, учреждениям. Пандемия мешала и быстрой доставке. Даже срочный заказ прибыл бы только осенью. К тому же, сервер – вещь, мягко говоря, недешёвая: миллионы рублей. Это нас абсолютно не устраивало. Поэтому решили, как и всегда, обходиться собственными силами. Систему «Электронный ЮУрГУ» пришлось резко масштабировать, поскольку сразу появилось очень много пользователей – студентов и преподавателей. Первым надо учиться, вторым учить, а лично в аудитории присутствовать никто не может, всё обучение только через интернет.

И вот весной 2020 года нам пришлось основательно потрудиться, чтобы довести все компоненты «Электронного ЮУрГУ» до нужного уровня, то есть сделать так, чтобы система работала в оптимальном режиме на всех серверах. Аналогичным образом нам пришлось работать в период приёмной кампании 2020 года, которая тоже проходила через интернет. Нагрузка на серверы выросла так, что даже температура в помещениях, где они установлены, повысилась на несколько градусов.

В конце 2020 года Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина обратился к ЮУрГУ за помощью: там тоже требовалось наладить систему обучения студентов в дистанционном режиме. Мы свою систему специально не рекламировали – но студенты на форумах, в чатах пишут обо всём, в том числе и об «Электронном ЮУрГУ». Конечно, в УрФУ была своя система, отличная от нашей, но «Электронный ЮУрГУ» посчитали более удобным. Ректор Александр Леонидович Шестаков попросил нас оказать содействие УрФУ. Думаю, показателен сам факт стратегического сотрудничества двух университетов такого уровня: федерального и национального исследовательского. Результатом наши коллеги из Екатеринбурга остались довольны – и используют новую систему по сей день.

Кроме того, нужно было выполнить много сопутствующей работы. В частности, продумать и применить положение об обработке персональных данных. Для этого пришлось брать со всех студентов согласие. Раньше такого не было: ведь электронной системе не требовалось опознавать студентов, а преподаватели и так знают, кто у них учится. Сейчас контроль осуществляется на легальной основе: студенты подписывают соответствующие документы. От постороннего вмешательства система защищена, так что можно быть спокойным: никто эти данные во зло не использует.

Конечно, преподавателям старой, советской закалки, привыкшим вести занятия в аудитории и писать мелом на доске, перестроиться было тяжело. Например, создание презентаций, помимо наличия компьютера, требует довольно много времени и сил. Но можно сделать проще: написать всё необходимое – например, формулы – на чистом листе бумаги и снять с помощью камеры телефона.

В других вузах Челябинска тоже были вынуждены временно перейти на дистанционную систему обучения. Но они используют другие платформы, которые имеют ряд недостатков по сравнению с Moodle LMS. Программное обеспечение Moodle LMS находится в открытом доступе для образовательных организаций, что гарантирует юридическую чистоту использования. И, как ранее уже отмечалось, ещё один плюс – масштабируемость. То есть применять её можно на любом числе серверов, а значит, пользоваться ею сможет неограниченное число лиц. Поэтому мы её и выбрали: ведь в вузе тысячи студентов и преподавателей.

Что интересно: идея цифровой трансформации образовательного процесса, можно сказать, носилась в воздухе. Но пандемия вынудила нас ускорить процесс: меньше чем за месяц прошли путь, который другие проходят за куда больший срок. Нам удалось создать платформу, на которой строится весь образовательный процесс. Для этого использовали систему «Универис» и «Электронный ЮУрГУ». Система «Универис» – это наша собственная разработка. Конечно, для использования «Универиса» в своё время потребовалось много методической работы, чтобы выстроить цепочку «студент – преподаватель – деканат». Были внедрены электронные журналы и электронные ведомости. Это тема для отдельной беседы.

Ещё один компонент дистанционного образовательного процесса – использование платформ Google и YouTube, и облачное хранение в частности. Это очень важно, так как нужно было куда-то загружать большие файлы для образовательного процесса: презентации, видео. Кроме того, с помощью этих платформ можно вести лекции, семинары и конференции в режиме реального времени, причём подключать значительное число пользователей. Вообразите, насколько это важно, когда, например, в режиме он-лайн идёт поточная лекция! Существенно и то, что образовательные организации вправе пользоваться Google и YouTube бесплатно. Работать пришлось быстро – и буквально за две или три недели мы интегрировали «Электронный ЮУрГУ» с Google.

Кроме того, преподаватели активно использовали платформу Big Blue Button. Она достаточно удобна, поскольку создавалась преподавателями для преподавателей: меньше кнопок, работает стабильно, поскольку завязана на наши вычислительные ресурсы, и разобраться с ней нетрудно даже тем, кто ранее не работал с дистанционными технологиями.

Спустя некоторое время нам всё же приобрели новый сервер, новые жёсткие диски для хранения и передачи информации – но уже не в авральном режиме, поэтому мы могли спокойно выбрать всё нужное оборудование с соответствующими характеристиками. Проработали технические задания, и вовремя получили необходимое оборудование, чтобы обеспечить стабильную работу «Электронного ЮУрГУ».

Когда возникла необходимость перевода всех студентов на дистанционное обучение, ректор чётко поставил задачу: подготовить регламенты работы в дистанционном формате – занятия, промежуточная и итоговая аттестация. Необходимы единые стандарты, чтобы не получилось, как в басне Крылова: «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Требуется единая форма: должен быть отражён план работы, конспекты лекций, отмечено, что обязаны усвоить студенты к концу курса, какие нужно выполнить задания, какова форма контроля знаний. Студенты должны понимать, чему и зачем их учат. И, что, например, семинар с использованием интернета – такое же занятие, как и аудиторное, только с помощью другого способа коммуникации. Для заведующих кафедрами директор Института открытого и дистанционного образования Александр Алексеевич Дёмин и его сотрудники проводили обучающие семинары, поделились опытом работы в дистанционном формате. Например, какой необходимый уровень знаний должен быть зафиксирован, чтобы студент получил зачёт. А студенты сразу видят, какие задания для этого необходимо выполнить. Электронная система видит, присутствует ли студент на занятиях, сдал ли задания. Конечно, проверяет их преподаватель, но если возникают какие-то спорные моменты – в любое время можно посмотреть. То есть всегда можно проследить, заходил ли студент в программу определённого курса, загрузил ли задачу с ответом, что конкретно загрузил. Если прописано, что студент обязан включить камеру во время проведения зачёта или экзамена, то преподаватель может поставить «неявку» тем, кто отключился. Студенты это знают – и не отключаются. «Электронный ЮУрГУ» не позволит никому выдать себя за другого: все авторизуются, то есть фиксируется, кто именно вошёл в систему. Все действия преподавателей и студентов регистрируются: необходимо соблюдать регламент. Если он предполагает проведение занятия в режиме реального времени, значит необходимо быть он-лайн.

Важно понимать и помнить: какой бы замечательной ни была та или иная платформа, программа, техника – учит преподаватель, а учится студент. Машина наставника не заменит, она только помощник для передачи знаний. Конечно, есть определённые системы контроля и оценки выученного, например, компьютерные тесты, но ими всю систему контроля не заменишь. В любом случае без преподавателей и студентов учебного процесса не будет.

Думаю, работа системы «Электронный ЮУрГУ» представляет определённый интерес для научных исследований. Поскольку образование с использованием электронных средств обучения становится всё популярнее и, в то же время, их применение – требование времени, мы должны постоянно совершенствовать программное обеспечение, разрабатывать новое. И, конечно, необходимо развивать электронный документооборот.

В настоящее время наша цель – способствовать дальнейшему развитию дополнительного образования в Южно-Уральском госуниверситете, улучшать эту систему. Этого требует время, этого требует и программа «Приоритет-2030». Ставятся новые задачи. Например, должно вырасти число обучающихся по программам дополнительного образования – студентов, слушателей. Для этого нужно популяризировать дополнительное образование, а сама модель работы «дистанта» будет меняться, совершенствоваться.

Прочитано 3222 раз Рубрика: [ Образование ] Последнее изменение Среда, 02 февраля 2022 02:22

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *