– Вы не первый раз участвуете в ретрите – чем привлекателен такой формат философского мероприятия?
Сергей Борисов: В нем философия возвращается к своей подлинной сути. Она перестает быть простым информированием, очередным пересказом тех или иных философских идей и концепций – и обретает статус исследовательской деятельности. Ретрит – это лаборатория мысли. В его рамках не принято просто излагать позицию того или иного философа, чье произведение выносится на коллективное обсуждение. Зачем в сотый раз повторять то, что философам и так хорошо известно? В центре внимания другое: что нового, уникального рождается здесь и сейчас в результате данной интеллектуальной практики? Какой новый поворот открывается в хорошо известной любому философу мысли или тексте? Еще одна исследовательская практика ретрита – это феноменологическая и эйдетическая редукция. Для того чтобы ее осуществить, нужны специальные условия. Именно их и создает ретрит, во многом напоминающий практики классических университетов. Это работа в малых исследовательских группах, где сначала интенсивно обсуждают тему, используя специальные методики, а затем уединяются, чтобы в тишине ясно увидеть и четко сформулировать уникальную мысль, идею, которая, будучи высказана в конце работы, станет итогом участия в сессии. Ретрит начинал работу в девять утра и заканчивал в девять вечера, и так в течение нескольких дней. Полное погружение в тексты, исследовательскую проблематику и коммуникацию создавало особую, неповторимую творческую атмосферу, которая так необходима любому настоящему ученому.
Кирилл Резвушкин: Программа на этот раз была довольно насыщенной. В промежутках между мероприятиями мы проводили плодотворные дискуссии о реализации дальнейших научных и организационных планов группы «Глубинная философия», а также развивали новые форматы философской практики, которые планируется представить в том числе на конференции по философской практике в 2020 году в Москве.
Меня привлекает многообразие форматов, в которых может быть представлена философская практика: от публичной теоретической дискуссии между преподавателями университетов разных стран – до воркшопов в рамках совместной учебной программы университета и школы философского консультирования, или различных мероприятий, предназначенных для широкого круга слушателей. Такая множественность форматов позволяет нам, философам, обращаться ко всем – от университетского профессора до «человека с улицы». Философия может найти путь к сердцу любого из нас.
– Удалось ли завязать новые международные научные связи или углубить существующие?
С.Б.: В ретрите участвовали философы-практики из США, Испании, Австрии, Германии, Дании, Италии, Израиля. Отрадно отметить, что эта форма практики привлекла внимание представителей ближнего российского зарубежья, в частности Казахстана. Все собравшиеся считают, что философия должна быть ориентирована на практику, на реального человека. Кто-то из участников возглавляет философское кафе, кто-то занимается философским консультированием, кто-то руководит магистерской программой по подготовке специалистов в области философской практики, кто-то использует философские формы и методы в социальной работе. Всё это создает благодатную почву для сотрудничества и обмена опытом. Российским специалистам здесь есть чему поучиться – как сделать философию делом жизни, направленным на реальную помощь людям в удобных и комфортных для них форматах. Все участники ретрита были воодушевлены возможностью обменяться и поделиться опытом в Москве: на VIII Российском философском конгрессе, который пройдет в мае и на котором нами заявлен симпозиум «Философская практика в современном мире», а также на XVI Международной конференции по философской практике (ICPP 2020), которая состоится в июле. Второй форум организуется научным коллективом кафедры философии ЮУрГУ при поддержке Института философии РАН.
К.Р.: С директором Умбрийской школы философского консультирования Джанкарло Маринелли мы обсуждали возможность дальнейшего сотрудничества по линии не только философской практики, но и истории русской философии, которой уделяется немалое внимание в его школе. Также достигнуто предварительное соглашение с содиректором аспирантской программы по философской практике Венского университета Донатой Ромици о том, чтобы я как член международной группы «Глубинная философия» принял участие в организации воркшопа, предназначенного для студентов этой программы. Также получено согласие обоих на участие в XVI Международной конференции по философской практике в Москве.
– Какие научные достижения и мероприятия стали итогами ретрита?
С.Б. Во-первых, это международные связи, которые нам просто необходимы, чтобы преодолеть громадное отставание России в области философской практики. Во-вторых, это возможность поделиться опытом работы, приняв участие в двух крупнейших философских форумах, которые пройдут весной и летом в Москве и которые нам выпала честь организовывать. И, в-третьих, это долгосрочные совместные проекты, направленные на продвижение философской практики в России и на участие российских философов в международных проектах.
К.Р.: Планируем увеличить число публикаций на английском, итальянском и немецком языках, выходящих по итогам наших мероприятий, в том числе и в научных журналах с высокими рейтингами в Scopus и Web of Science. Несомненно, международные связи, налаженные этой осенью в Италии, будут способствовать успеху конференции ICPP 2020 в Москве.