– Тема цифровой грамотности существует в академическом пространстве сравнительно недавно. В большей степени представители из области педагогических наук нацелены на решение прикладных вопросов об актуальном внедрении образовательного процесса в цифровую среду и поддержания в ней успеваемости своих обучающихся. Идея же цифровой грамотности в нашем университете направлена на поддержание мультикультурного диалога, в котором отражено уважение к различным культурам, – подчеркнула, говоря о важности мероприятия, заведующий кафедрой философии, кандидат философских наук, доцент Елена Гредновская.
– Одна из задач нашего гранта – сформировать экспертное сообщество по цифровой тематике. Подобные экспертные группы формируются на основе сильных и слабых социальных связей, – пояснила доцент кафедры, кандидат философских наук Регина Пеннер. – На базе отдыха «Наука», как мне кажется, мы сделали имеющиеся социальные контакты немного крепче. Подобный результат стал возможен в органичном соединении научных дискуссий, свежего последождевого воздуха и вечерних бесед. Сейчас задача состоит в том, чтобы высказанное и услышанное преобразовать в осязаемый материал: научные мероприятия и статьи. Это и есть живая работа экспертов.
В программу методологической школы вошли лекции и доклады участников, посвященные различным аспектам исследований цифрового мира. Доцент кафедры философии и методологии науки Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, кандидат философских наук Денис Артамонов раскрыл специфику представления прошлого в различных социальных медиа.
– Участие в выездной методологической школе «Актуальные проблемы цифровой грамотности» в ЮУРГУ дало возможность услышать мнение коллег по различным аспектам цифровизации общества и поделиться своими наработками в области изучения исторической памяти в социальных медиа, – отметил гость из Саратова. – Плодотворное обсуждение научных проблем чередовалось с дружеским общением и прогулками по живописным местам, сопровождавшимися философскими беседами. Из этой поездки в Челябинск я привез массу позитивных впечатлений, много новых знакомств и красивых фотографий.
Профессор кафедры теоретической и социальной философии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор философских наук, доцент Софья Тихонова на ярких запоминающихся примерах представила импакт-фактор в современных социальных медиа.
– «Актуальные проблемы цифровой грамотности» – чрезвычайно своевременное мероприятие, – отметила Софья Владимировна. – На наших глазах непредсказуемо меняется цифровой ландшафт медиасреды, цифровая грамотность перестает быть концептом, применяемым только к представителям культуры печатной книги, поскольку затрагивает процессы адаптации к новым сервисам и услугам. Важность интереса челябинских коллег к цифровой гуманитаристике для настоящего момента трудно переоценить, так же, как и высокий уровень проведения научного мероприятия.
Исполняющий обязанности заведующего кафедрой философии и методологии науки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук, доцент Тарас Вархотов представил оригинальный подход к цифровым технологиям в кино.
– Получилось прекрасное, очень содержательное и при этом совершенно не утомительное научное мероприятие, – сказал он. – Оно позволило в уютной и здоровой атмосфере обменяться с коллегами результатами текущих исследований и методологических решений, связанных с проблематикой цифровой грамотности. Живое общение имеет критическое значение для воспроизводства научного сообщества, и прошедший в Непряхино семинар как нельзя лучше соответствует моему представлению об эффективной профессиональной коммуникации и открытом коллективном характере научно-исследовательской работы. Особо хотел бы отметить восхитительную атмосферу базы отдыха ЮУрГУ «Наука», а также гостеприимство и высокий профессиональный уровень коллег с кафедры философии Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. Как говорил персонаж Хамфри Богарта в финале классического фильма «Касабланка», «мне кажется, что это – начало прекрасной дружбы».
Доцент кафедры философии науки и техники Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат философских наук Елена Чеботарева проанализировала тренды цифровых гуманитарных исследований.
– Выездной семинар в Непряхино запомнился как впечатляющий мозговой штурм в компании исследователей с разных уголков страны, – отметила гостья из Северной столицы. – База отдыха ЮУрГУ «Наука» – прекрасное место для таких встреч, которым может похвастаться далеко не каждый из ведущих университетов страны. Также следует отметить профессиональную организаторскую работу коллектива кафедры философии Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, гостеприимство и высокий уровень междисциплинарных исследований.
Интерес и живую дискуссию участников школы вызвал доклад доцента кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, кандидата философских наук Кирилла Резвушкина, посвященный цифровой грамотности в современных условиях. Философ-практик Юрий Ветютнев заставил участников школы задуматься о проблеме кризиса ценностей в мире цифровой культуры. Профессор кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, доктор философских наук Сергей Борисов, продолжая тему ценностей в цифровой среде, осветил не только угрозы, но перспективы и возможности аксиологического плана. Мой доклад по практикам селфбрендинга в цифровой среде был принят участниками с интересом – они оценили злободневность темы.
В мероприятии также приняли участие и наши коллеги по Институту медиа и социально-гуманитарных наук. По словам заведующего кафедрой социологии ИМСГН ЮУрГУ Елены Салгановой, подобные междисциплинарные семинары очень полезны: они способствуют более близкому знакомству заинтересованных в одной научной проблематике коллег, а значит, и расширению научных связей, с дальнейшей возможностью проведения совместных исследований, в том числе и для реализации грантовых проектов. Кафедра социологии не первый год занимается изучением вопросов цифровой грамотности и цифровой безопасности в интернет-пространстве, поэтому подобное сочетание различных подходов очень помогает разработке научных концепций цифровой грамотности исследуемых социальных групп. Доцент кафедры социологии, кандидат педагогических наук Эльвира Валеева отметила, что совместная работа преподавателей на семинаре была очень продуктивной. Четкое осознание того, что семинар проведен не зря, кажется самым главным. Эффективность совместной работы позволяет выразить пожелание, чтобы продолжением серии подобных мероприятий стал междисциплинарный семинар или конференция, а возможно, и летняя школа. Это означает, что каждый встретил единомышленников, и у всех появилось желание сотрудничать дальше.
Во второй день профессор кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, доктор философских наук Артур Дыдров провел методологический семинар, на котором обсуждались проблемы философского осмысления цифровых реалий, концептуальные подходы к цифровой грамотности, вопросы гуманитарной экспертизы современных цифровых технологий. Стоит отметить и информативное сообщение заместителя директора ИОДО ЮУрГУ Ольги Елагиной о возможностях педагогики и образования, предоставляемых цифровыми технологиями.
В течение всех дней методологической школы проходила работа в малых группах, мозговые штурмы, дискуссии. Результатом мероприятия станут коллаборация российских ученых в проекте «Цифровая антропология», реализуемом как научное направление кафедры философии и, конечно, публикации в ведущих научных изданиях, совместные монографии и новое видение цифрового мира с позиции философского и социально-гуманитарного подходов.
Мероприятие проводилось при поддержке Российского научного фонда по конкурсу «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».
Коллектив кафедры философии и гости благодарят дирекцию ИМСГН ЮУрГУ за возможность проведения выездных научных мероприятий и лично руководителя института Лидию Лободенко за поддержку методологической школы.