Четверг, 21 Ноября 2024

Кирилл РЕЗВУШКИН: «Философы-евразийцы работают с культурой и ценностями…»

Среда, 15 марта 2023 00:00   Софья РЕЗВУШКИНА
Кирилл РЕЗВУШКИН: «Философы-евразийцы работают с культурой и ценностями…» Фото Данила РАХИМОВА

В средствах массовой информации в последнее время всё чаще звучит тема евразийства как идейной платформы. Однако немногие из нас имеют точное представление об этом феномене. Рассказывает кандидат философских наук, доцент кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, историк и филолог, руководитель Челябинского отделения Евразийского союза молодёжи Кирилл Резвушкин.

– Кирилл Евгеньевич, не могли бы вы пояснить в самых общих чертах, что же такое евразийство?

– Это идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, в числе самых видных представителей которой – философы и ученые Николай Трубецкой, Петр Савицкий, Георгий Флоровский, Георгий Вернадский. Евразийство предлагает концепцию русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит и Западу, и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Эту идею подхватил и развил в своих трудах Лев Гумилев, сын известных поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. А затем, уже в 1980-х, из совокупности накопившихся исторических и философских трудов появляется современное нам неоевразийство. Евразийство часто не вполне корректно пытаются свести к историко-географической концепции, в то время как оно имеет глубокое философское и культурное содержание. Все же современное евразийство – проект добровольной культурной и геополитической интеграции Северной Евразии, матрицы народов и культур, тесно переплетенных между собой, без доминирования какой-либо этнической или конфессиональной группы. Задача евразийства состоит в сохранении самобытности народов, культур, конфессий, языков, цивилизаций, ценностных и философских систем, составляющей «цветущую сложность» нашего континента.

– Почему тема евразийства актуализировалась в последнее время?

– Это связано с обращением России к Востоку и усиливающимся сотрудничеством с неевропейскими странами. Так, к примеру, была реализована инициатива Российской академии наук о выделении в школьном преподавании истории большего количества часов на освоение истории стран Азии, Африки и Латинской Америки. Я могу сказать, что в этих регионах пользуются популярностью взгляды философов, которые говорят о необходимости сохранения духовных традиций. Поскольку ЮУрГУ – это университет, объединяющий Европу и Азию, способствующий широкому культурному взаимодействию и взаимообмену народов, принимающий участие в решении глобальных задач устойчивого развития, мы глубоко осознаём и разделяем эту необходимость. Буквально в прошлом учебном году в ЮУрГУ провели масштабный международный научный культурно-образовательный форум «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации», и я надеюсь, что мероприятия, так или иначе связанные с тематикой евразийства, будут продолжаться.

– Вы руководитель челябинского отделения Евразийского союза молодёжи (ЕСМ). Что это за союз и чем он занимается?

– Это молодежное крыло сформированного в 2003-м Международного евразийского движения, которое имеет филиалы в 29 государствах, в том числе в странах СНГ, Латинской Америки и ЕС. Кстати, основатель движения и, пожалуй, самый медийный философ-евразиец Александр Дугин в 2022 году выступал на заседании II Челябинского форума Всемирного русского народного собора, которое проводилось в ЮУрГУ.

Челябинское отделение ЕСМ учреждено в конце 2022-го. Благодаря поддержке Государственного исторического музея Южного Урала и Челябинской епархии евразийцы провели встречу в зале, где размещалась фотовыставка Сергея Коляскина «Сила в правде», посвящённая поездке в зону СВО. На мой взгляд, это имеет глубокое духовное значение: именно здесь, в Историческом музее, хранятся символы, олицетворяющие соединение Европы и Азии в объединительном аспекте российской государственности.

Задача ЕСМ – разработка концепции евразийского развития, просветительская работа в сфере философии и культуры, а также научная деятельность. Так, например, одним из результатов плодотворных научных трудов ЕСМ стал сборник статей, посвященный переосмыслению наследия итальянского философа Антонио Грамши. Он писал о том, как культура используется в качестве орудия глобализации и как этому можно противостоять.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы евразийства в современных условиях?

– Считаю, современная геополитическая и культурная ситуация показывает назревшую необходимость в пересмотре современных международных отношений и выработке механизмов гармоничного и полифоничного существования всех народов. Это согласуется с целью современных сторонников евразийства – будущее мира как равные партнерские отношения всех стран и народов, основанные на принципе многополярности, уважения к культурным традициям иных цивилизаций. Философы-евразийцы работают с культурой и ценностями. Всё больше людей в России и за рубежом осознают важность евразийских идей, и остаётся надеяться, что евразийство окажет самое благотворное влияние на будущее не только нашей страны, но и всего остального мира.

Прочитано 2500 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *