Четверг, 21 Ноября 2024

О болезни XXI века

Пятница, 17 апреля 2015 00:00   Ангелина ГРИГОРЬЕВА

Как и любое явление, зарождающееся постепенно, эта болезнь возникла, скорее всего, еще в 1960-х годах XX века, но видимые ее симптомы проявились лишь сейчас.

Вот основные из этих симптомов: выраженная задумчивость, поиск смысла во всем, желание набивать цену любой вещи, желание заработать деньги на чем угодно. Если вы заметили у себя подобные признаки – срочно обратитесь к здравому смыслу!

Как любая вирусная инфекция, болезнь XXI века заразна. Передается она телекоммуникационным путем, а также через книги. При отсутствии своевременного лечения может перейти в хроническую форму. Недуг проходит незаметно: заболевшему кажется, что он здоров как никогда!

Ну, а если серьезно – сколько раз вы видели абсолютно бессмысленный спектакль, скульптуру, картину? Наверняка ведь видели. Представьте, что вы сидите на спектакле, на сцене – безумное действо, совершенно ничего общего не имеющее с искусством и весьма мало – с произведением, по которому якобы поставлено. И вот люди в зале начинают смотреть по сторонам. Но стоит вам поймать чей-нибудь взгляд – и он тут же переводится на сцену. Возникает мысль: вы один не можете по достоинству оценить зрелище? Или есть такие же как вы? Спектакль окончен. Зрители расходятся.

А теперь ответьте на вопрос: многие ли из них смогут во всеуслышание заявить, что увиденное не представляет никакой художественной ценности? Ответили!? Ни одного! Если только в зале не окажется критика, так сказать, не сотрудничающего с театром, актером, режиссером или постановщиком. Что дальше? Дома кто-то скажет родным или друзьям, что спектакль не понравился, – но так тихо, как будто на дворе все еще 1937-й. Если найдется критик, способный конструктивно разобрать постановку – будет прекрасно. Он сможет выделить и плюсы, и минусы. Но если критик или журналист, как часто бывает, окажется заинтересованным в успехе «гениальной постановки», то на следующий день выйдет статья о «великом шедевре», где каждый жест будет рассмотрен в подробностях, метафоризирован, наполнен сакральным смыслом и объявлен единственным в своем роде! Неточность сюжета? Конечно же, намеренный художественный ход, а не следствие простой некомпетентности режиссера-постановщика! У режиссера не хватило средств на костюмы и декорации, и актеры выходят на пустую сцену в «цивильной» одежде? Росчерк бойкого пера превратит этот казус в «великолепную работу мысли, дабы сосредоточить все внимание зрителя на тексте». На каком? Послушать текст можно и на домашних чтениях, и скачав аудиокнигу! В театр приходят, чтобы соединить в сознании эмоциональное, зрительное и звуковое восприятие пьесы! Разве не так? Чтобы не быть голословной, приведу пример того, как люди готовы извратить любую концепцию: Джордж Баланчин. Сразу замечу, что обожаю творчество этого хореографа и нисколько не умаляю его заслуг. Он – гений! Его первые постановки шли в репетиционных костюмах и без декораций. Как это приняли искусствоведы и современники? Сказали за Баланчина, что он делал это намеренно: хотел создать свободную от всего лишнего и напускного хореографическую симфонию как абстрактное действо, выражение пластики тела, не скрытой костюмами. Что же ответил на это сам Баланчин? Что и в мыслях не держал ничего подобного – на костюмы и декорации попросту не было денег.

Люди вместо того, чтобы воспринимать зрелище как единое целое, изучив труды автора и прислушавшись к своему воображению и к своей душе, начинают замещать его идеи своими! И хорошо, если мастер-творец еще жив и может сам объяснить свою задумку! Хотя бывали случаи, когда на возражения автора ему впихивали в глотку «Нет, вы не это имели в виду!!!». А если автор уже в лучшем мире? Речь не про классику – святое я не трогаю и трогать не собираюсь. Но взять, например, известный всем «Черный квадрат». Я могла бы повторить вслед за многими, что это «черная дыра в бездну, отражение нашей действительности, когда всё, в сущности, не важно! Важно лишь то, что будет после! И как в черную дыру, в эту воронку затягивает и нас, и наши мысли, и наши действия. Автор призывает нас быть людьми не просто проживающими век, а способными оставить что-то после себя в вечности…». Но я читала статью самого Малевича, где он писал, что его «Черный квадрат», за который теперь предлагают миллиарды, – насмешка над публикой: «Если всё возводят в ранг искусства – чем ЭТО не искусство?». А предприимчивые искусствоведы взвинтили цену «шедевра» в миллионы раз. Малевич гениален уже потому, что сумел доказать публике этим примером: даже обычный квадрат можно сделать произведением искусства. Потом его идею довели до абсурда. В экспозицию одной из выставок современного искусства входил писсуар. И нашлись критики, сказавшие: «Гениально!». Искусство ли это? Может быть... Но где бы вы ни выставили писсуар, он останется писсуаром. Всё имеет право на существование – но не стоит делать из этого культ и придавать этому смысл, которого там нет и не было! Да и глупо как-то все это смотрится рядом с полотнами Моне, Писарро, Сислея, Да Винчи... Такими темпами мы вскоре придем к тому, что в музеях начнут выставлять людские экскременты... А, и такое уже было?

Можно просто не обращать внимания, но задумайтесь: что мы оставим следующим поколениям? До нас дошли великие книги, музыка, картины, скульптуры и соборы... А через несколько веков наши потомки увидят… писсуары? Мы, все и каждый, можем способствовать воспитанию хорошего вкуса, если постараемся. Главное – не называть белое черным, а черное белым, не тратить силы и время на бесполезное. И всё будет хорошо.

Прочитано 3540 раз Рубрика: [ Вне учёбы ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *