Строчки биографии
Е.Ф. Кичигин родился 3 октября 1924 года в селе Шурала Невьянского района Свердловской области. В 1931-м пошёл в первый класс. В 1934 году семья переехала в Челябинск, где Евгений продолжил учёбу в школе № 1, в то время носившей имя Энгельса. В 1942 году окончил 10 классов и поступил в НИВИТ – Новосибирский институт военных инженеров транспорта (ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). В октябре 1942 года призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С августа 1942-го по декабрь 1943-го – курсант 2-го Гвардейского миномётно-артиллерийского училища в Омске. Окончил его по специальности «Командир взвода управления реактивной артиллерии». Воевал в составе отдельного гвардейского миномётно-артиллерийского дивизиона на 2-м Украинском фронте. С декабря 1943-го по август 1944-го – командир взвода управления 406-го Отдельного гвардейского миномётного дивизиона 20-го танкового Звенигородского корпуса, затем начальник разведки в том же дивизионе. В своей автобиографии Е.Ф. Кичигин скромно указывает, что участвовал в боях под Корсунь-Шевченковским. Корсунь-Шевченковская битва (Корсунь-Шевченковский котёл, Корсуньский котёл, Черкасский котёл, Черкасское окружение) – часть стратегического наступления советских войск на Правобережной Украине. Эта наступательная операция войск 1-го и 2-го Украинских фронтов проведена в январе – феврале 1944 года с целью уничтожения корсунь-шевченковской группировки вермахта.
Награды
Согласно приказу по 20-му танковому Звенигородскому корпусу от 29 июня 1945 года, изданному в Бреслау (нынешнем Вроцлаве, Польша), гвардии лейтенант Кичигин Евгений Фёдорович, начальник разведки 406-го Отдельного гвардейского миномётного дивизиона «от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» награждён орденом Отечественной войны II степени.
«Гвардии лейтенант Кичигин в дивизионе служит с 19 декабря 1943 года, – говорится в наградном листе за подписью командира отдельного гвардейского миномётного дивизиона гвардии майора Мухопада от 15 мая 1945 года. – За это время исполнял обязанности командира взвода управления батареи, а затем, как показавший хорошие познания в миномётно-артиллерийском деле, культурный, дисциплинированный, пользующийся большим авторитетом офицер, назначен на должность начальника разведки дивизиона. В первый же день его прибытия в дивизион он направлен на наблюдательный пункт Неоднократно подвергался бомбардировке вражескими самолётами и миномётно-артиллерийскому огню, но, несмотря на опасность, обнаруживал вражеские цели, своевременно передавал на огневые позиции для дачи залпа. Довольно характерен факт его выносливости, находчивости, мужества, своевременного представления в часть сведений о противнике, а именно: 7 марта 1944 года в момент прорыва вражеской обороны в районе деревни Ольховец Кичигин в цепи пехоты бессменно, сменив 10 наблюдательных пунктов, двигался вперёд вплоть до деревни Чёрная Одесской области и в такой трудный момент в бездорожье держал связь со штабом и давал нужные сведения.
Морально устойчив, предан делу партии Ленина – Сталина.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, его личную храбрость и геройство вполне достоин награждения правительственной наградой».
Второго ордена Отечественной войны II степени Е.Ф. Кичигин был удостоен в честь 40-летия Великой Победы. Кроме того, ветеран награждён медалью «За Победу над Германией», памятными и юбилейными медалями.
Мирная жизнь
После увольнения в запас в 1949 году Евгений Фёдорович поступил в Челябинский механико-машиностроительный институт. В 1954-м с отличием окончил уже Челябинский политехнический институт по специальности «Автомобильный транспорт». Был оставлен на кафедре автомобильного транспорта. С 1965 по 1969 и с 1971 по 1972 год заведовал кафедрой двигателей внутреннего сгорания. Читал курсы «Автомобильные двигатели», «Динамика двигателей». Занимался исследованиями автомобильных и тракторных двигателей, воздушного обогрева двигателей при безгаражном хранении автомобилей в зимних условиях. Автор 65 печатных работ, в том числе девяти учебных пособий.
«В Челябинском политехническом институте товарищ Кичигин Е.Ф. работает с 1954 года на кафедре “Автомобильный транспорт”, где читал основные теоретические курсы. Разрабатывал методические пособия по лабораторным и практическим занятиям. Руководил производственной и преддипломной практикой студентов, – гласит характеристика от 1967 года, подписанная деканом автотракторного факультета ЧПИ, знаменитым конструктором танков Михаилом Фёдоровичем Балжи, секретарём партбюро Валентином Александровичем Путиным и председателем факультетского комитета Святославом Петровичем Баженовым. – В 1963 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. С 1965 года заведует кафедрой двигателей внутреннего сгорания. Читает основные теоретические курсы, ведёт дипломное проектирование. В течение всей работы в ЧПИ вёл и ведёт научно-исследовательскую работу по двигателям внутреннего сгорания и автомобилям.
Е.Ф. Кичигин за время пребывания в институте вёл большую общественную работу: избирался председателем профбюро, был в составе профкома института, несколько раз избирался в состав партбюро факультета и был секретарём партбюро, два раза избирался заместителем секретаря парткома института. Товарищ Кичигин Е.Ф. высококвалифицированный специалист, непрерывно работающий над собой, дисциплинирован, ответственно относится к порученному делу».
В вузе Евгений Фёдорович Кичигин проработал до 1996 года. 8 сентября 2003-го фронтовик ушёл из жизни. Вечная память!
Наши ветераны выстояли и победили в самой страшной войне за всю историю человечества. Равняться нужно именно на это великое поколение – на тех, кто сломал хребет нацизму, восстановил страну, совершил колоссальные прорывы в науке.