– Это не первое мероприятие кафедры в рамках проекта «Философия+»? Какие ещё были мероприятия? Что привлекает в них студентов и преподавателей?
– Далеко не первое. Проект существует с 2017 года. В современных реалиях очень важно: остановиться, сконцентрироваться, подумать, ритм жизни ускоряется, не оставляя времени на осмысление. Любые формы культуры требуют погружения и рассуждения, с этим и связано название проекта «Философия+»: философия, соприкасаясь с театром, поэзией, музыкой, живописью и другими видами искусства, создает пространство, где возможно расширить поле понимания посредством философского вопрошания. Безусловно, такой формат необходим современному человеку, именно этим он привлекает и студентов, и преподавателей. Осенью проходили мероприятия по кластеру «Философия + поэзия» с участием уральских поэтов – в том числе творческая встреча с Янисом Грантсом «Рифмотворчество как практика самопознания», где поэт знакомил участников с приемами создания стихов с помощью метода синквейнов и блэкаута, где поэзия выступила как практика самопознания в форме игры. Творческая встреча студентов с детским поэтом Еленой Сыч «Детская поэзия как способ познания внутреннего мира взрослого» позволила окунуться в мир внутреннего ребенка, увидев мир взрослых его глазами. Ребята слушали стихи, задавали вопросы поэту, а также выполняли задания, и в итоге каждый собрал и представил целостный мир внутреннего ребенка, состоящий из эмоций, действий, красок и вопрошания.
В январе мы совместно со студентами организовали гитарный вечер в рамках направления «Философия + музыка», который позволил участникам проявить талант и создать для зрителя пространство, пульсирующее смыслами и ритмами, не оставляя места для равнодушия.
– Как связаны философия и современный театр?
– Взаимосвязь театра и философии прослеживается еще со времен античности, когда театральное действо служило не столько для развлечения, сколько для врачевания души. Театр реализует свой катарсический потенциал: главным принципом становится действенность, способная привлечь внимание, вызвать эмоциональный отклик и позволяющая выйти за пределы привычного, чтобы вернуть целостность восприятия.
– Почему именно НХТ принимает проект «Философия+»?
– Новый художественный театр создает как раз такое пространство, где зритель не отделен от театрального действия, а включен в него, где интерпретативное видение произведений позволяет внести в них свежую струю и увидеть актуальность поднимаемых проблем. Для зрителя включенность необходима, поскольку в эпоху медиа человек чаще вынужден «скользить по поверхности», теряя глубину. Перформативность, экспериментальный характер и принцип коллажа, применяемые НХТ, заставляют зрителя воссоздавать утраченную целостность.
– Катарсис у современного студента при просмотре спектакля? Могут ли современные ребята так тонко чувствовать и переживать?
– НХТ не оставляет других вариантов: попадая в самобытное пространство этого театра, человек оказывается вброшен в непривычную среду, где художественные образы открывают другую реальность и трансформируют прежнюю. Насколько глубоко актерами представлены художественные образы, настолько глубокими будут погружение и трансформация зрителя. Поэтому катарсис зависит не только от того, кто в зале, но и от того, кто на сцене.
– Планируете ли вы продолжать «Философию+», и в каких форматах?
– Безусловно, взаимодействие кафедры философии с НХТ продолжится и, конечно же, предполагаются похожие проекты в рамках «Философии +», но кроме того планируется взаимодействие с театром на предстоящей Международной конференции по философской практике, которая пройдет в 2020 году в Москве. НХТ представит сегмент арт-практик, которые являются непосредственной частью философской практики – но об этом позже, не будем забегать вперед.
Кафедра философии благодарит творческий коллектив Нового художественного театра и Евгения Михайловича Гельфонда за помощь в проведении философских мероприятий в современном и актуальном формате.