В этом году Нобелевская премия по физиологии и медицине присуждена коллективу из трех ученых: американцы Харви Альтер и Чарльз Райс и англичанин Майкл Хаутон открыли вирус гепатита C. До последнего времени были известны только гепатиты A и B и определённые средства борьбы с ними. Однако существовало предположение, что есть ещё какой-то вид гепатита. Его условно называли non A, non B – «ни A, ни B». Теперь этот недуг обрёл имя – гепатит C. Поиск его носителя был долгим и трудным – потребовалось около 30 лет. Понятно, что враг активный, но неизвестный особенно опасен. Так, по оценкам Всемирной организации здравоохранения при ООН, в 2016 году от гепатита С умерли почти 400 тысяч человек – главным образом в результате цирроза и первичного рака печени. Открытие нобелевских лауреатов по физиологии и медицине делает вполне реальным победу над этим вирусом, дает возможность найти более действенные средства лечения.
Можно утверждать, что наука ведёт борьбу за укрепление здоровья людей и увеличение продолжительности их жизни поистине по всем фронтам. В нынешнем году, уже не в первый раз, Нобелевской премии по химии удостоено исследование, имеющее прямое отношение к медицине. Эммануэль Шарпантье из Франции и Дженнифер Дудна из США совместно разработали метод редактирования генома, именуемый CRISPR-Cas9. Неофициальное его название – «генетические ножницы». С его помощью можно, как говорится в комментарии, «вносить точечные изменения в ДНК, где хранится генетическая информация любого живого организма – от простейших бактерий до высших млекопитающих, в том числе и людей». Как известно, каждая клетка организма – это сложнейшая биосистема. В ней в виде двойной спирали ДНК заключён генетический код. Эта спираль открыта ещё в 1953 году Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном, за что они тоже были удостоены Нобелевской премии. ДНК представляет собой цепочку информации длиной в шесть миллиардов звеньев, сложившуюся в ходе эволюции. Нынешние лауреаты нашли способ вырезать из этой цепочки подлежащие удалению звенья и заменять их другими, нужными, правильными – причем так, чтобы организм «не заметил» подмены. По сути дела, для учёных открылась возможность как бы перенестись в далёкое прошлое, чтобы исправить эволюционно сложившийся генетический код, если спустя какое-то время, даже очень длительное, он стал проблемой для организма.
Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна – многообещающие исследовательницы в возрасте чуть за пятьдесят – стали пятой и шестой женщинами – нобелевскими лауреатами по химии, причём впервые премия присуждена научному коллективу, состоящему только из женщин.
Как представляется, их замечательное достижение таит в себе огромные возможности, открывает неведомые ранее перспективы. Действительно, многие учёные, например, считают, что и естественное старение, и неизбежная смерть в конечном счёте запрограммированы генетически. Значит, если найти в ДНК отвечающие за это звенья и удалить их или заменить другими, – станет реальностью извечная мечта человечества о бессмертии и свободе от болезней.