Воскресенье, 24 Ноября 2024

Итальянский ретрит

Пятница, 22 марта 2019 00:00   Екатерина МИЛЯЕВА

15–17 марта в Пьемонте (Италия) состоялся международный ретрит по философской практике. В нем приняли участие 12 философов из Австрии, Аргентины, Италии, Германии, Израиля, США и России. ЮУрГУ в философском пространстве международного общения представляли преподаватели кафедры философии: доктор философских наук, профессор Сергей Валентинович Борисов и кандидат философских наук, доцент Кирилл Евгеньевич Резвушкин. Ретрит как форма практикования философии ученым кафедры уже хорошо знаком. Но с этой встречи коллеги привезли много новых идей и впечатлений, которые могут стать основой для воплощения проекта международной конференции по философской практике в 2020 году, в котором кафедра философии выступает в качестве инициатора и организатора. Философская практика в образовании и науке уже третий год является стратегическим научным направлением кафедры, которое успешно реализуется: выходят в свет статьи, выигрываются гранты, проводятся мероприятия. С.В. Борисов и К.Е. Резвушкин делятся мыслями о ретрите и философской практике.

– Это не первая поездка представителей кафедры философии на ретрит Рана Лахава по философской практике. Чем такое мероприятие привлекательно для философов?

Сергей Борисов: Это связано с форматом и содержанием философских практик Deep Philosophy (DP) («Глубинной философии» (англ.). – Прим. авт.). В отличие от привычных для всех форматов научных конференций, семинаров и круглых столов, практики DP предполагают полное погружение участников в процесс философствования. За счет этого достигается мощный кумулятивный эффект, дающий новое понимание философских текстов (герменевтическая практика), осознание аутентичности и глубокое самосознание (феноменологическая практика) и единение участников (togetherness), целью которого является не коммуникация сама по себе, а продуцирование новых философских идей и смыслов (креативная практика). В сравнении с этим традиционные форматы научных мероприятий явно проигрывают, поскольку научная дискуссия объективирована, зачастую ведет к сползанию на споры и отстаивание собственной позиции (защита и нападение), что выхолащивает содержание философских идей. Истина рождается не в споре – а в диалоге.

Кирилл Резвушкин: Члены образовавшейся в сентябре 2017 года международной группы «Глубинная философия», включая меня, уже примерно полтора года встречаются и работают онлайн минимум раз в неделю. В последние полгода мы проводили занятия с несколькими философами-практиками, пожелавшими присоединиться к группе, и на ретрите наш коллектив пополнился семью новыми участниками, в том числе из Латинской Америки. По итогам ретрита мы предполагаем существенно дополнить и переиздать книги, в которых широко использовались результаты предыдущих ретритов и которые уже получили высокую оценку коллег из разных стран: коллективную монографию The Deep Philosophy Group: Origin, Testimonies, Practices, увидевшую свет в США, а также выпущенный в России билингвистический словарь «Язык философской практики».

– Что интересного и полезного для преподавателей университета вы увидели на ретрите?

С.Б.: Практики DP могут стать важной частью образовательного процесса в вузе. Во-первых, они помогут преподавателю осознать собственный философский ресурс и мотивацию, потому что развивать философские идеи возможно только исходя из непосредственного личностного интереса всех субъектов процесса философствования. Если преподаватель отстранен, то преподавание превращается в начетничество, от которого пользы никакой – а вред огромный: философское знание дискредитируется. Во-вторых, практики DP помогут студентам стать непосредственными участниками процесса философствования, соавторами философских идей, поскольку для философского знания важно уметь не просто усваивать и объяснять философские идеи, но и «исполнять» их как продукт собственного мышления. Тотальная вовлеченность в образовательный процесс, базирующаяся на личностном интересе, а не на лживой и отчужденной оценочной системе и тотальном контроле, – вот главный эффект практик DP.

К.Р.: Студентам интересен преподаватель-исследователь, работающий на переднем крае своего направления. Участие в ретрите позволяет включать в процесс преподавания новейшие результаты философской работы.

– Как соотносятся философская практика и академическая наука?

С.Б.: Практики DP дают академической науке шанс пробудиться от догматического сна и прекратить бездумную погоню за видимой, «канцелярской» эффективностью. Они возвращают науку к моментам творчества и бескорыстного служения истине, вдохновения и личностной заинтересованности, ко всему тому, что мы находим в истории академической науки на заре ее становления, до того, как она, словно корабль ракушками, обросла бюрократическими институтами. Это бескорыстное вдохновение движет каждым настоящим ученым или преподавателем. Задача – не предать самого себя в угоду изменчивой конъюнктуре.

К.Р.: Философская практика для нас – источник опыта, который мы переводим в рациональную форму научных публикаций.

– Как может философская практика обогатить современное преподавание философии и социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе?

С.Б.: Практики DP – это целый арсенал разнообразных методик работы с философскими текстами, практик самоопределения и самопознания, ведения диалога, полилога. Данные методики имеют универсальное значение и могут быть задействованы на любой ступени образования, даже в начальной школе. Для их реализации не требуется вкладывать значительные средства. Наоборот, они минимизируют эти вложения, поскольку эффект усвоения и применения философских знаний достигается за счет сферы личностного роста, мыслительного процесса как такового, глубокого сосредоточения на предмете без отвлекающих факторов демонстрационно-проекционной внешней среды лекционных аудиторий, предназначенной только для пассивного восприятия информации.

К.Р.: Она формирует и поддерживает имидж философии не как чего-то косного и застывшего, а как живого и открытого знания, тесно связанного с реальностью, с вопросами и проблемами, встающими перед нами в глобальном изменяющемся мире.

– Каковы перспективы философской практики в России?

С.Б.: Российской публике методики DP пока мало знакомы. Философия в большинстве университетов преподается «по старинке». Конечно, проводится грандиозное экспериментирование с попыткой исподволь «впихнуть» философию в головы студентов в условиях объединенных лекционных потоков (до 300 человек!) и объединенных групп. Знакомство с философией в этих условиях превращается в концертное шоу или занимательный КВН – правда, остается открытым вопрос «для чего всё это затевается и при чем здесь, собственно, философия?». Можно экспериментировать с онлайн-курсами. Кстати, чем потоки, уж лучше МООКи: хорошо составленный онлайн-курс даст гораздо больше в плане индивидуального общения и обратной связи с преподавателем, чем безликий амфитеатр учебной аудитории. Практики DP – это принципиально иное. Они могут быть доступны любому, независимо от профиля обучения, рода занятий или официальной профессии: каждый человек – философ, иногда философ поневоле, когда попадает в непривычную или кризисную жизненную ситуацию («и не хотел бы думать, а приходится»). Весь вопрос в том, хороший он для себя философ или плохой, то есть помогает ли его жизненная философия (мировоззрение) осознанию качества собственной жизни, жизненных целей и возможностей, или это просто набор догматических схем и культурных клише, которые и мыслью-то назвать нельзя. Запрос на реальное, а не имитационное философствование есть, особенно у современной молодежи. В Челябинске есть «Философское кафе» – оно открыто для всех желающих и там используются методики DP. Милости просим! В свете предстоящей конференции по философской практике, которая состоится в Москве в 2020 году при поддержке Института философии РАН, думаю, методики DP станут доступны для широкой публики и будут востребованы в образовательных организациях. Следите за новостями о предстоящей конференции и, конечно же, становитесь ее участниками!

К.Р.: Мы совместно с Институтом философии РАН ведем планомерную работу по организации в 2020 году в Москве XVI Всемирной конференции по философской практике, предполагая, с одной стороны, популяризировать философскую практику в России, с другой – продвигать российские результаты в данной области на международной арене.

– Чем вам запомнился этот ретрит?

С.Б.: Ретрит DP создает особую атмосферу погружения в философствование, которае придает любому такому мероприятию уникальность. Несмотря на то что каждый из участников был постоянно вовлечен в работу – не только на утренней и дневной сессии, но и во время совместных обедов и ужинов, каждый из нас имел свое неприкосновенное индивидуальное пространство для осмысления происходящего, сосредоточения, медитации. Если не хочешь поделиться с другим участником чем-то важным и глубоким, то нет нужды затевать пустые разговоры «о королях и капусте». На философском ретрите DP ценится сдержанность, молчание. Совместные – по двое-трое – прогулки по альпийским склонам, иногда в полном молчании, а иногда в неспешной беседе, где приветствуется не многословие, а глубина, красота и сила мысли. Совместное обсуждение сессий (по формату мероприятия каждый из участников должен провести собственное занятие по методикам DP), дружеские советы, методические находки и просто задушевные разговоры у камина с потрескивающими дровами, на полянке, усыпанной подснежниками, или на лесной тропе... Более подробно свои впечатления я изложил у себя на сайте (https://borisovsv.webnode.com/news/filosofskij-retrit-deep-philosophy-v-italii-15-17-marta-2019/) и в своем блоге на сайте ассоциации философов-практиков (http://raphp.ru/2019/03/19/retreatdeepphilosophy/). Добро пожаловать!

К.Р.: Глубокими философскими инсайтами и воодушевляющей атмосферой единения через наше совместное дело – философскую практику.

Прочитано 4301 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *