Цель семинара – обсудить категориальный аппарат, используемый в процедурах и теории философской практики, а также понятия и категории, применяемые в границах смыслов смежных областей знания, уделить внимание проектной работе кафедры в рамках реализации стратегического научного направления. Заведующий кафедрой философии Елена Гредновская сформулировала следующие задачи: прояснить степень проработанности наиболее частотных категорий, определить степень возможности прояснения проблематизированных категорий, обозначить эвристический ресурс понятий и категорий с точки зрения возможности их использования за пределами сложившихся коннотаций.
В ходе дискуссии обсуждена предварительная выборка терминов «проблемной зоны», значения и границы употребления которых следует прояснить. Выяснилось, что сегодня почти сорок терминов нуждаются в корректном с точки зрения академической науки определении. Для дальнейшей работы термины распределили по авторам словарных статей соответственно научным интересам и уже имеющемуся материалу. Каждый автор представил обозначение «эвристического ресурса» понятий, а также его использование за пределами уже имеющегося словоупотребления. В формате мозгового штурма созданы структура и содержание статей, которые станут основой словаря. Несомненно полезным для обсуждения оказался практический опыт Регины Пеннер и Кирилла Резвушкина, в феврале участвовавших в международном ретрите по философской практике в Италии: ведь без личностного восприятия и опыта философское знание не может быть полным.
Словарь философской практики будет представлен на секции кафедры философии в ходе конференции ППС, которая состоится в мае. Планируется подготовка издания как на русском, так и на английском языке. Англоязычный вариант представят международному научному сообществу на конференции по философской практике в столице Мексики Мехико и на Всемирном философском конгрессе в Пекине (Китай). Также планируется разместить словарь в сети Интернет, чтобы научная общественность могла свободно ознакомиться с ним.
Отдельное внимание уделено интегрирующему концепту проекта «Экология сознания». Результатом дискуссии стал пакет конструктивных предложений по проведению ряда мероприятий, повышающих экологическую привлекательность как ЮУрГУ, так и Челябинска в целом. Актуальность философского осмысления проблем экологии на сегодняшний день несомненна, но не менее важны и практические результаты. Начало циклу положили киносеминары доцента кафедры философии Артура Дыдрова «Диалоги об экологии», которые состоялись в прошлом году и вызвали немалый интерес студентов. В рамках Форума «Коммуникационный лидер XXI века» Артур Александрович представит новый киносеминар, с актуализацией поставленных ранее проблем – он состоится 23 марта в аудитории 018 главного корпуса, начало в 11:30. В тот же день и в той же аудитории специалист по философскому партнерству Регина Пеннер проведет воркшоп «Экологическая ответственность», который позволит при помощи методов философской практики взглянуть на экологию без политики; начало в 13:35.
Также речь на семинаре шла о реализации стратегического научного направления кафедры философии «Философская практика». Утвержден текст коллективной монографии «Философская практика в высшей школе», а также сроки ее перевода на английский язык для представления на ближайших международных мероприятиях, в которых будут участвовать представители ЮУрГУ. Продолжается работа над второй частью учебного пособия «Философия и текст», посвященного интерпретации философского текста и особенностям этой процедуры в рамках учебных занятий и самостоятельной работы учащихся. Его первая часть – «Философия и текст: Теория и практика» (авторы – Е.В. Гредновская, А.А. Дыдров, Р.В. Пеннер, Е.Г. Миляева) имеется в Научной библиотеке ЮУрГУ в печатном и электронном варианте. Также Екатерина Миляева презентовала проект подготовки популярного издания «Философская практика на каждый день», представляющего собой сочетание методических рекомендаций, философских цитат и иллюстраций и предназначенного для индивидуальных занятий философской практикой.
Формат научного отдыха – это уникальная возможность для эффективной и плодотворной коллективной научной работы, результатом которой становятся реальные публикации. Этот формат позволяет гармонично объединить научный поиск и активный отдых.