Четверг, 21 Ноября 2024

Философия и реальность

Понедельник, 26 февраля 2018 00:00   Екатерина МИЛЯЕВА
Ран Лахав ведет сессию ФП Ран Лахав ведет сессию ФП
Регина Пеннер рассказывате о ФП в России Регина Пеннер рассказывате о ФП в России
Кирилл Резвушкин беседут с итальянскими коллегами Кирилл Резвушкин беседут с итальянскими коллегами

В начале февраля доценты кафедры философии Регина Владимировна Пеннер и Кирилл Евгеньевич Резвушкин посетили уникальное мероприятие – философский ретрит, который прошел в Италии, в окрестностях Турина. Поездка состоялась в рамках реализации стратегического научного направления кафедры – «Философская практика», при поддержке руководства университета и Института социально-гуманитарных наук. Руководителем ретрита был один из ведущих мировых философов-практиков Ран Лахав, который в апреле и в ноябре прошлого года проводил в ЮУрГУ открытые встречи и ретрит в ходе занятий по повышению квалификации. Сотрудники кафедры рассказывают об опыте, полученном в ходе поездки, и о применении философской практики в реальной жизни.

– Философская практика – что это для вас? Почему вас заинтересовало именно это направление современной философии?

Регина Пеннер: Философская практика презентует себя как новую форму философской мысли. Но это не совсем так, ибо философствование в античные времена проявляло себя именно как практика – для теоретического каркаса ничего еще не было. Сегодня философская практика именно как «свежее» философское движение работает в двух принципиальных направлениях: первое – решение конкретных проблем человека (мышление, смысложизненные вопросы, экзистенциальная проблематика), что разрешается в философском консультировании, в иных случаях – в философском кафе; второе – трансформация себя, на что направлены философское партнерство и глубинная философия. Философская практика – это практика философствования, вопрошания и поиска ответов. Это и есть сама философия, а не размышление о ней. Это меня больше всего привлекает.

Кирилл Резвушкин: Возможность личностного преобразования человека посредством философии, чрезвычайно эффективного в практическом плане. Другие известные мне направления современной философии не предоставляют такой возможности.

Ретрит – очень необычная форма работы для российской академической среды. Расскажите подробнее об особенностях ретрита по философской практике?

Р.П.: Да, ретрит для россиянина очень необычен. По сути, ретрит по философской практике остается ретритом, то есть сохраняет необходимые содержательные элементы, такие как уход от повседневности, деление быта с «чуждым» Другим, работа с внутренним миром. Отличие лишь в том, что используются философские методы и процедуры.

К.Р.: В отличие от традиционной конференции, где выступают с докладами, обмениваются мнениями и устанавливают связи, философский ретрит, на мой взгляд, более эффективная форма работы. Фактически, мини-выступления и обмен мнениями происходят чрезвычайно интенсивно на всем протяжении ретрита, в рамках небольшой группы философов. Среди нас царит дух «совместности», тогда как конференции в силу необходимости более формальны. Таким образом, в сравнении с конференцией вы усваиваете намного больше опыта и устанавливаете более тесные связи с коллегами, обычно из других стран.

– В чём специфика метода философской практики Рана Лахава?

Р.П.: Метод Рана, на мой взгляд, выстраивается на «трех китах»: резонирование с философским текстом, с Другим – партнером сессии, выход на внутреннюю глубину, что соединяет Я с объективной реальностью.

К.Р.: Если говорить о самой сути, то это открытие в себе пространства внутренней глубины, которое позволяет ощущать жизнь более полно и глубоко и ведет к самотрансформации. Достигается это при помощи резонирования с философским текстом во время групповых философских сессий, включающих элементы созерцания и обсуждения.

– Что такое глубинная философия?

Р.П.: По-моему, это новый шаг в феноменологическом направлении. Это работа с сознанием, это очистка, расчистка сознания с целью подключения к широкой реальности, с целью трансцендирования.

К.Р.: Направление философской практики, наиболее ориентированное на поиск путей достижения внутренней глубины и «удержания» ее в повседневной жизни.

– Собираетесь ли вы сами осуществлять философскую практику в Челябинске, и каким образом?

Р.П.: Уже! Профессор нашей кафедры, доктор философских наук Сергей Валентинович Борисов второй год подряд собирает по воскресеньям «философское кафе» в «Провансе». Всё то время, что я занимаюсь философской практикой, стремлюсь использовать почерпнутые методики в преподавательской деятельности. С необходимостью – в своей исследовательской деятельности: уже два года мы занимаемся разработкой теоретического фундамента философской практики. И вот сегодня, когда у нас есть информационная площадка под Российскую ассоциацию философов-практиков (РАФП), в моих планах – создать русскоязычные онлайн-группы, работающие по методике глубинной философии.

К.Р.: Планирую продолжать принимать участие в заседаниях «Философского кафе» С.В. Борисова, а также в работе РАФП. Главное для меня – научная разработка философской проблемы достижения внутренней глубины.

Узнать больше о философской практике как научном направлении кафедры философии ИСГН ЮУрГУ и особой форме философской работы можно на сайте http://raphp.ru и в паблике https://vk.com/hardthinkers.

Прочитано 3124 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *