Наука часто движется вперед так быстро, что мы не успеваем осознавать последствия ее открытий, – а это порождает множество нравственных и этических вопросов. Тот же Интернет может быть подобием античной агоры, где собираются и обмениваются мыслями и идеями, – а может и разобщить людей, как падение Вавилонской башни. Он может использоваться, чтобы открыть людям доступ в библиотеки и музеи – и для распространения чертежей взрывных устройств. Одни и те же знания могут применяться для разработки жизненно важных лекарств – и для создания оружия массового поражения.
У науки нет собственной души. Только от людей зависит, станет она источником добра или зла.
Наука и ее достижения, прежде всего, должны быть направлены на улучшение жизни всех людей без исключения, не создавая новый разрыв между богатыми и бедными, образованными и не владеющими знаниями, необходимыми для использования технологий. Ни одно из открытий не должно нарушать интересы группы людей или отдельных лиц. Ученые семимильными шагами двигаются к раскрытию секретов генетического кода. Генетическое тестирование способно дать возможность выявлять наследственную предрасположенность к заболеваниям и заблаговременно начинать лечение – но эта информация также может использоваться, например, страховыми компаниями и другими лицами для дискриминации людей. Современные технологии не должны использоваться для разрушения частной жизни и автономии. Право на неприкосновенность частной жизни – одно из важнейших. По мере того, как общество становится всё более сложным, а люди – всё более взаимосвязанными во всех отношениях, это право становится всё труднее соблюдать. Поскольку Интернет проникает в каждый дом и офис, появляется пугающая перспектива того, что частная информация может мгновенно стать доступной миру. Необходимо разработать новую систему защиты частной жизни перед лицом новой технологической реальности. Не всегда прогресс нужно нести в массы, даже на волне эйфории от очередного открытия.
Если мы будем придерживаться этих принципов, то сможем сделать это время перемен моментом потрясающих возможностей для всего мира. Наука может служить интересам всех людей, но только если она не идет вразрез с базовыми ценностями общества.