Мы не можем знать, какими конкретно станут рабочие места в течение следующего десятилетия, не говоря уже об остальной части XXI века. Мы также не можем предположить, что занятость в сфере здравоохранения и услуг будет продолжать расширяться. В глобальном масштабе миллионы долларов инвестируются в роботизированные мониторы, роботов-медсестер, роботов-компаньонов для престарелых. Автомобиль без водителя почти создан, а это означает, что даже момент славы всем известного Uber может быть недолгим.
Поэтому, если мы не уверены в том, какими будут перспективы работы в будущем, как высшее образование может готовить студентов к выходу на рынок труда? На это влияют различные факторы: экономические (продолжение глобализации и усиление конкуренции), социальные (например, старение населения) и технологические (автоматизация, цифровизация). Существуют также сильные экологические ограничения.
Будущее образование должно не просто готовить студентов к работам, которые могут быть им предложены, а побуждать их искать возможности для инноваций, а некоторых – и самим создавать рабочие места.
Будет много учителей и поваров, парикмахеров и ученых, но даже привычные профессии потребуют новых возможностей. Для этого необходимы навыки анализа окружающего мира, в котором доминируют цифровые формы коммуникации.
Необходимо развивать общие навыки в конкретных дисциплинарных и профессиональных контекстах. Неопределенность будущего – не причина снижать качество образования. Оптимально – иметь глубокие знания в узкой области и широкий охват общих профессиональных компетенций. Критическое мышление также имеет важное значение.
Студентам нужно не только слушать лекции, но и участвовать в мероприятиях, которые помогут понять, какие технологии, методы и творческие практики способствуют рождению инноваций. Они должны уметь критиковать предложения, развивая навыки коллективного сотрудничества, визуализации и моделирования сложных идей.
Границы между учебными заведениями и внешним миром должны быть гораздо более размытыми: рынок труда меняется с каждым годом, современным выпускникам придется постоянно адаптироваться к обновляющейся реальности, а для этого необходимы интеллект и творческий подход.