Как обычно, соревнования открылись вечером в пятницу. С приветственным словом к собравшимся обратились директор ВШЭКН Южно-Уральского госуниверситета Глеб Игоревич Радченко и представители известных фирм-партнёров – спонсоров и организаторов соревнований в Челябинске: СКБ «Контур», Tapclap, Caravan Games, Napoleon IT, ICVR. Они дали участникам ряд полезных советов и пожелали успехов в создании новых интересных и увлекательных игр.
По традиции после объявления темы участники разбились на команды и приступили к работе в специально отведённых аудиториях – многие из тех, кто участвует в Global Game Jam не первый год, как правило, приходят на состязания уже слаженным коллективом.
Задача – за 48 часов сделать абсолютно новую компьютерную игру. При этом можно пользоваться советами менторов из числа организаторов. Разумеется, для создания игры необходимы люди с разными знаниями и умениями: нужно придумать сюжет, правила, нарисовать персонажей и окружающий их мир, подобрать или написать музыку. Но самое главное, чтобы «оживить» виртуальную реальность, в каждой команде должен быть программист, владеющий соответствующими навыками.
Значительная часть конкурсантов – студенты и выпускники ЮУрГУ, хотя были парни и девушки из других вузов – например ЧелГУ, а также сотрудники различных фирм, в том числе и иногородние, как, например, разработчик программного обеспечения Антон Гладышев из Екатеринбурга.
Как пояснил Глеб Игоревич Радченко, эти соревнования позволяют поддержать профессиональные связи в южно-уральском, и в частности челябинском, сообществе создателей компьютерных игр. Состязания интересны и полезны, поскольку позволяют участникам применить знания на практике, померяться силами с другими участниками, научиться работать в команде, распределять обязанности, представлять большой аудитории свой продукт. Важна для ЮУрГУ, ВШ ЭКН и студентов и связь с работодателями: спонсорами и организаторами выступают компании, занимающиеся разработкой компьютерных игр. Они приглашают студентов пройти практику, стажировку, а тех, кто себя хорошо зарекомендовал, берут на работу: хорошие программисты, веб-дизайнеры весьма востребованы на рынке труда. Нередки случаи, когда ребята, участвовавшие в Global Game Jam, устраиваются впоследствии в ту или иную фирму и успешно делают карьеру, а то и создают собственную компанию – благодаря знаниям по информатике и вычислительной технике, программной инженерии, которые даёт ВШЭКН ЮУрГУ. Студенты осваивают различные языки программирования, операционные системы, учатся обращаться с виртуальной и дополненной реальностью, имеют навыки web-программирования, могут создавать мобильные приложения, что тоже немаловажно. Ведь в современном мире значительная часть компьютерных игр создаётся именно для карманных электронных устройств – в частности, смартфонов. В ходе соревнований студенты и выпускники ВШ ЭКН наглядно продемонстрировали, как для работы над играми пригождаются знания, полученные в ЮУрГУ.
По условиям нынешнего конкурса участники должны были показать в своих играх, что для них значит дом. А дома, как известно, бывают разные, у всех они вызывают разные эмоции. Разработчики игры «Дом на колёсах» явно вдохновлялись кинобоевиками про Безумного Макса. Третьекурсник Многопрофильного колледжа ИСТиС ЮУрГУ Иван Козлов вдвоём с оператором компании «Интерсвязь» Анатолием Зязевым сделали настоящую космическую эпопею Defenders of homeworld, где родную планету нужно защищать от захватчиков. В очень милой, доброй игре Red Pand Affection показана жизнь малых (красных) панд: главный герой – папа-панда – заботится о своей семье, добывая пищу и дрова для очага. Сделана игра весьма профессионально, что и неудивительно: художник-аниматор Радмир Шарипов работает в игровой студии Happy Games, а программист Макар Самсонов (кстати, окончивший в 2015 году магистратуру ЮУрГУ по компьютерным играм) – в компании Playrix. Ребята не забывают о такой важной теме, как охрана окружающей среды. В этом плане весьма порадовала красиво нарисованная добрая игра Find home про рака-отшельника, потерявшего свой дом. Её создали магистрант ЧелГУ Анна Никитенко, программист компании Napoleon IT Иван Рязанов и восьмиклассник челябинской художественной школы № 12 Кенеш Исаков. Кстати, все эти игры отмечены жюри в числе лучших.
В некоторые игры можно играть вдвоём, причём видеть происходящее либо на экранах, либо надев специальные очки – в этом случае возникает эффект присутствия.
В основном участники работали командами. Но кое-кто ухитрился справиться в одиночку. Например, Никита Попов из Челябинска сделал игру, где изображение выводится не на монитор, а на небольшую, размером с ладонь, светодиодную матрицу: картинка складывается из светящихся точек. «Умные» вещи, снабженные маленькими компьютерами, подключённые к Всемирной паутине, всё больше проникают в нашу жизнь. И, кто знает, возможно, через некоторое время люди будут играть не только на мобильных телефонах, но и на экранах самой разной бытовой техники.
Участники проявили себя творчески, пообщались, провели время интересно и не без пользы. После 48 часов напряжённой работы – долгожданный финал. Разумеется, все устали. Но результат стоит затраченных усилий. Особенно радует, что практически все игры получились интересными и, что немаловажно, завершёнными, работающими без особых накладок. Значит, растёт мастерство, участники настойчиво овладевают знаниями и успешно это демонстрируют. Всего на суд жюри представлено больше двух десятков только что созданных компьютерных игр, поэтому на презентацию каждой отводилось лишь пять минут. На большом экране демонстрировались только что родившиеся игры, а разработчики давали пояснения, отвечали на вопросы. Затем, пока судьи совещались, можно было в неформальной обстановке подробнее расспросить авторов о созданных ими продуктах, обсудить, поиграть, поделиться впечатлениями.
Наконец, посовещавшись, жюри выбрало лучшие игры, авторам которых вручили призы от спонсоров и организаторов.
Остаётся пожелать всем разработчикам создавать новые добрые и интересные игры! Успехов! До встречи на Global Game Jam в следующем году!