Профессиональный стандарт – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций работника (требований к работнику). В нем подробно описаны конкретные знания и умения, которыми нужно владеть работнику, требования к его образованию и практическому опыту, а также функции и действия, которые ему надлежит выполнять. Документ может применяться в качестве независимого измерителя уровня квалификации. Нормы профстандарта будут учитываться при приеме на работу, при составлении должностных инструкций и расчете норм оплаты труда.
Профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» вводит для работников образовательных организаций три уровня квалификации. На каждом из них предъявляются свои требования к компетенциям сотрудника – они выдвигаются на основе характера и сложности решаемых им профессиональных задач. Таким образом, в документе изложены десятки профессиональных компетенций, которыми должны обладать педагогические кадры. К примеру, для организации учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП педагог обязан овладеть 36 умениями и навыками.
Согласно главе 52 Трудового кодекса РФ, статье 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от 8 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», лица, занимающиеся педагогической деятельностью, попадают в полный перечень должностей специалистов, квалификация которых должна соответствовать профессиональным стандартам, то есть применение профессиональных стандартов в сфере образования является обязательным.
Что это означает для работников и работодателей? Последние получают критерии для оценки и мотивации персонала, возможность контролировать профессионализм работников; те, в свою очередь, имеют возможность в случае сомнений самостоятельно проверить свое соответствие требованиям профстандартов, тексты которых размещены на сайте Минтруда, в разделе «Реестр профессиональных стандартов»: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov. В случае несоответствия возникает необходимость повышения квалификации или профессиональной переподготовки с целью усовершенствовать «западающие» компетенции, повысить свой квалификационный уровень и подтвердить его соответствующим документом, получив тем самым основу для дальнейшего профессионального роста.
Для большинства работников сегодня очевидно, что повышение своего профессионального уровня из мероприятия эпизодического, «от случая к случаю», по требованию руководителя, стремительно превращается в процесс, постоянно сопровождающий трудовую деятельность. Быть в курсе технологических новинок в своей профессиональной сфере, своевременно получать информацию обо всех изменениях в законодательстве, касающихся трудовых отношений, – это не только обязанность современного профессионала, но и залог его успеха, дающий серьезное конкурентное преимущество.
Два основных вопроса волнуют работника, стремящегося к повышению своей квалификации: как выбрать программу действительно качественную и как совместить обучение и работу. Преподаватели и сотрудники университета на сегодняшний день находятся в благоприятных условиях. Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ предлагает большой выбор дополнительных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для профессорско-преподавательского состава.
Они охватывают широкий круг направлений, в том числе современные образовательные и новые информационные технологии, проектирование открытых образовательных ресурсов, современные подходы к организации процесса обучения, нормативно-правовое обеспечение деятельности преподавателя.
Образовательные программы повышения квалификации ИОДО создаются на основе компетентностного подхода. Подобный подход делает систему повышения квалификации «прозрачной», дает возможность выбрать программу не просто опираясь на ее название. Теперь слушатель может получить информацию о том, какими именно компетенциями он овладеет по окончании обучения, и его решение о выборе той или иной программы будет по-настоящему обоснованным и взвешенным. Это экономит время слушателя, давая ему возможность выбрать реально необходимую и полезную программу. В то же время, компетентностный подход в разработке программ повышения квалификации отвечает требованиям и запросам работодателя, заинтересованного в том, чтобы его работник действительно был квалифицированным специалистом и соответствовал именно его требованиям и условиям трудовой деятельности.
Образовательные программы Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ проводятся дистанционно, без отрыва от работы, в удобном для слушателей режиме, при постоянной поддержке и сопровождении преподавателей. Обучение организовано с использованием портала «Электронный ЮУрГУ 2.0». Полная информация о курсах повышения квалификации размещена по адресу http://edu.ode.ru/catalog.