О популярности возглавляемой им базовой кафедры, где студенты учатся по программе прикладного бакалавриата, говорит то, что туда поступают абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ. Кроме высшего образования выпускники кафедры получают и рабочие специальности – колориста и автослесаря.
Юбиляр любезно согласился дать интервью «Технополису».
– Александр Дмитриевич, как вы выбрали будущую профессию?
– Родился я в Копейске, окончил самую обычную среднюю школу. Считаю, что система образования в советское время была на очень высоком уровне. Наглядное тому свидетельство – жизненный успех, которого добились я и мои одноклассники: среди них – и доктор химических наук, и полковник, и народный артист Татарской АССР. Мои однокашники успешно трудятся в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Челябинске и других городах России. Без хорошего образования таких высот не достигнешь!
У нас в школе выпускные классы были разными – физико-математический и политехнический. Я выбрал второй – и это определило мою дальнейшую судьбу. В школе нас, помимо прочего, обучали вождению и обслуживанию автомобилей, вместе с аттестатом зрелости я получил профессиональные права, как тогда говорили, «водителя третьего класса». На меня большое впечатление произвели рассказы нашего преподавателя автодела Анатолия Ивановича (фамилию, к сожалению, сейчас не вспомню) о том, как он участвовал в испытаниях плавающих танков. Он был выпускником кафедры колёсных и гусеничных машин автотракторного факультета Челябинского политехнического института. Поэтому мы с товарищем тоже решили туда поступать.
– Как начался ваш путь в профессии?
– Сначала это были танки. Я был в группе, которая анализировала возможности танков стран НАТО. Кстати, мой первый отчёт, который стал основой диплома, был посвящён швейцарскому танку Pz68. Видите, даже название помню. Было очень интересно. Но ещё будучи студентом, возглавлял факультетское бюро ВЛКСМ, а после того, как в 1979 году окончил институт с отличием, меня избрали заместителем секретаря комитета ВЛКСМ ЧПИ, я курировал работу всех студенческих стройотрядов вуза. В 1981 году поступил в аспирантуру кафедры автомобилей и тракторов. Тема кандидатской диссертации была связана с гусеничными тракторами.
– Что можно назвать самым интересным в вашей работе?
– Я счастливый человек, поскольку делал всегда то, что меня увлекало. И работы хватало постоянно. Было очень интересно заниматься стройотрядами. Состав комитета комсомола ЧПИ в те годы подобрался просто уникальный. Назову только трёх человек, которые тогда в нём работали – Виктор Христенко, Александр Починок, Владимир Дятлов. Первый долгое время был заместителем главы Правительства РФ, второй – депутатом Госдумы и сенатором, третий – вице-губернатором Челябинской области. А сколько оттуда вышло руководителей областных министерств, докторов и кандидатов наук – просто не сосчитать.
В 1990-е годы стал заниматься автомобильной журналистикой и информационным обеспечением автомобильного бизнеса. Начиналось всё с элементарного желания иметь дополнительный заработок. В те годы большинство преподавателей были вынуждены подрабатывать. А затем это переросло в очень серьёзную работу.
В конце 1990-х судьба свела со шведом Бо Андерсеном, который в те годы возглавлял представительство компании Volvo Truck в Челябинске. Мы стали выпускать журнал «Новости Volvo», и Бо включил меня в так называемый пресс-пул Volvo. Благодаря этому я стал бывать в Европе на всех презентациях марки. Довелось побывать и на заводах компании, и даже поездить по трассе «Формулы-1». Сами понимаете, впечатлений была масса!
А какие профи входили в этот пул! Нас было около десяти человек. Довелось близко познакомиться и подружиться со многими яркими личностями отечественной автомобильной журналистики. Среди них бывший главный редактор журнала «За рулём» Антон Чуйкин, главный редактор журнала «Коммерческий транспорт» Александр Солнцев, заместитель главного редактора журнала «Авторевю» Фёдор Лапшин. Работа с такими профессионалами повышала самооценку.
Потом, когда появилась определённая автожурналистская репутация, меня стали приглашать на тест-драйвы и свои заводы и другие автомобильные компании. Мне как преподавателю все эти поездки оказались очень полезными: было что рассказать студентам. Более того, мой профессиональный кругозор стал значительно шире.
Очень интересно работать в автомобильном бизнесе – он в России создан фактически с нуля. Как и в любом деле, здесь были свои взлёты и падения: кризис 2008 года, нынешние трудности. Думаю, что наш авторынок переживёт все сложности – в этой сфере работают сильные люди, у них есть чему поучиться. Считаю большой честью то, что челябинское сообщество автомобильных дилеров избрало меня руководителем своей Ассоциации.
Но главным и основным всегда был университет. Для меня ЮУрГУ – это не просто место работы. Мы все здесь люди увлечённые, можно сказать, «заражённые вузом». Я люблю автомобили, мне интересны их история и дизайн. Для меня очень важна возможность преподавать, общаться со студентами, передавать им свои знания, видение вопросов. Особенно любил и люблю вести дипломные проекты. На старших курсах студенты – это почти готовые специалисты. С ними можно делать по-настоящему интересные разработки. Как пример могу вспомнить Евгения Пырегова: он возглавлял команду по созданию гоночного болида Formula Student и писал по нему выпускную квалификационную работу.
– Среди ваших выпускников есть известные люди?
– Да, многие из моих дипломников достигли значительных карьерных высот. Например, генеральный директор миасского завода «ИВЕКО-АМТ» Владимир Новик. Кстати, на его дипломную разработку нами получено авторское свидетельство. Могу вспомнить генерального директора Челябинского механического завода Петра Вагина, руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области Михаила Бирюка.
– А как появилась базовая кафедра?
– Довольно неожиданно. Когда мне предложили взяться за её создание, отказаться я не мог – это новое и очень интересное дело. Сейчас я бы добавил к этому ещё одно определение – трудное. Но убежден, что за этим направлением подготовки прикладных бакалавров огромное будущее, поэтому есть ощущение, что мне повезло оказаться у истоков нужного и важного дела. А это же здорово!
– Кто-то из близких работает в той же сфере, что и вы?
– Вся моя семья – атэшники. Жена, Марина Геннадьевна, также с отличием окончила автотракторный факультет ЧПИ. По нашим стопам пошли сыновья – Дмитрий и Александр. Мы их к этому не подталкивали, просто они последовали примеру родителей.