Воскресенье, 28 Апреля 2024

Начат лекционный «марафон»

Tuesday, 11 October 2016 00:00   Юлия УЗЬМОВА
Мохаммед Милад Мохаммед Милад K2_ITEM_IMAGE_CREDITS Олега ИГОШИНА
Рон де Кло Рон де Кло

11 октября состоялись первые открытые лекции учёных мирового уровня, которые приехали в ЮУрГУ, чтобы принять участие в первом заседании Международного научного совета.

Начал лекционный «марафон» доцент Гарвардской медицинской школы и директор лаборатории поведенческой неврологии в Массачусетском госпитале доктор Мохаммед Милад – его лекция была посвящена биологическим основам реакции исчезновения страха при посттравматическом стрессовом расстройстве. Слушателям, заполнившим конференц-зал Университетского комплекса «Сигма», ученый рассказал, что такие расстройства, как правило, относят к болезням головного мозга. Каждый, кому довелось пережить сильный испуг, сохраняет воспоминания не только о страшном событии как таковом, но и о деталях окружавшей его в тот момент обстановки. Например, даже много лет спустя после аварии человек может вновь испытать страх, если услышит музыку, которая в тот момент играла в его машине. Это связано с тем, что у организма есть способность выстраивать ассоциации со стрессовой ситуацией.

Доктор Милад подчеркнул, что у малого числа людей чувство страха не проходит, а сохраняется на том же уровне, что и в момент сильного стресса. Для того чтобы подробнее изучить этот процесс, доктор и его команда проводили эксперименты на крысах. Оказалось, что у грызуна и человека есть схожие области мозга, которые усиливают и гасят страх. С помощью томографии ученые определяли, какая из этих областей наиболее активна в тот или иной момент стресса. Так им удалось выяснить, что крысу можно приучить не бояться звука, который раньше ее пугал.

Прямо на лекции доктор Мохаммед Милад провел эксперимент с аудиторией: когда он показывал синюю и красную лампочки, слушателей, в теории, должно было «бить током», а при показе желтой – нет. Затем ученый «включил ток» только на красную лампочку. Таким образом, у студентов «исчез страх перед синим светом». По словам профессора, в реальных жизненных ситуациях работает тот же механизм.

Победив свой страх, можно не только предупредить развитие многих заболеваний, но и улучшить эффективность работы и учебы.

– Когда студент готовится к экзаменам, он накапливает и знания, и стресс. Чтобы запомнить всё, необходимо спать хотя бы семь-восемь часов в день. Также помогают физические упражнения. Это ключевая вещь в борьбе со страхом и стрессом перед экзаменами. Стресс имеет свойство накапливаться в организме и сковывает человека. Физические упражнения позволяют высвободить эту энергию. Как альтернатива – дыхательные упражнения и йога, – отметил доктор Милад.

Тему стресса продолжил ученый из Лейденского университета, профессор Королевской академии наук и искусств Нидерландов доктор Рон де Кло. Его разработка на тему биомаркеров стресса основана на исследованиях гормона кортизола, который отвечает за стрессоустойчивость организма. Этот гормон выделяется в небольшой дозе каждый день, для того чтобы человек был активным и продуктивным. Однако, как объяснил доктор де Кло, существует ряд факторов, которые способствуют повышению уровня кортизола, в том числе – нарушения сна, отсутствие социальной поддержки и употребление алкоголя. Совокупность нескольких из них приводит к хроническому выделению гормона в больших дозах, а значит, человек уже не может справляться со стрессом. Как следствие, повышается давление и растет нагрузка на организм. По словам профессора, их опыты с крысами показали, что если детенышей на время отделить от матери, то у таких крыс даже в «преклонном» возрасте кортизол будет выделяться в больших количествах. Для того чтобы распознавать, как стресс влияет на организм, ученые прибегают к помощи минералокортикостероидов (MR) и глюкокортикостероидов (GR) – гормонов, которые помогают контролировать выброс кортизола. «Обучить» организм выделять нормальное количество этого гормона можно двумя способами. Первый – это пространственное обучение памяти, то есть стимулирование мозга. Второй – обучение и формирование привычек в организме, выработка реакции. С помощью этих процессов можно привести уровень кортизола в норму и избежать физических и психических заболеваний. В завершение лекции доктор Рон де Кло подарил университету шоколадные буквы MR и GR – аббревиатуры гормонов, о которых шла речь в докладе ученого.

Read 1513 times Published in: [ Приоритет 2030 ]

Leave a comment

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Name *
Email  *