Механико-технологический – один из двух факультетов, с которых начинался Южно-Уральский государственный университет. Он создан 15 декабря 1943 года, одновременно с образованием Челябинского механико-машиностроительного института.
В юбилейный для университета год нельзя не вспомнить о научной школе «Физическая химия высокотемпературных расплавов», родоначальником которой стал доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН Герман Платонович Вяткин.
Механико-технологический факультет, один из двух, с которых начинался ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ, за свою 75-летнюю историю подготовил тысячи высококвалифицированных специалистов, многие из которых сделали успешную карьеру, заняли руководящие посты на крупных предприятиях.
Научная школа ИЕТН ЮУрГУ «Математическое моделирование многокомпонентных многофазных сред для быстропротекающих процессов (механика)».
За шестьдесят лет своей истории аэрокосмический факультет ЮУрГУ подготовил сотни высококвалифицированных специалистов, внесших значительный вклад в развитие отечественной науки и техники. В преддверии юбилея вуза назовем имена и перечислим заслуги лишь некоторых из них.
10 ноября исполнилось 75 лет выпускнику ЧПИ, кандидату технических наук, Почётному работнику высшего профессионального образования РФ Владимиру Ивановичу Филатову. За плечами юбиляра – опыт работы на ответственных постах проректора ЧПИ по социальным вопросам, заместителя декана металлургического и заочного инженерно-экономического факультетов.
Осень 1954-го. Долгожданный мир после окончания Великой Отечественной не принес покоя: началась «холодная война». Новое время требовало новых научных достижений. Необходимо было ускорить развитие энергетики, радиоэлектроники, автоматики и измерительной техники. И вот на энергофаке Челябинского политехнического института открылась новая специальность: «Автоматические, телемеханические контрольно-измерительные приборы и устройства». В те времена это название вызывало бурный восторг, обещая возможность поучаствовать в освоении космоса.
Набор был объявлен всего 50 человек. Первыми подавать документы ринулись медалисты – и заняли половину мест. Простым выпускникам школ оставалось сдавать шесть экзаменов: русский, сочинение, математику устно и письменно, физику и химию. Конкурс бил все рекорды – одиннадцать человек на место! А значит, сдавать нужно было на все пятерки.
Красный корешок книги на полке новых поступлений в Профессорском зале Научной библиотеки сразу привлек внимание. «Российские изобретатели XXI века» – электровоз и тепловоз на фоне чертежей колесной тележки. Вроде не мое… Хотя книга о жизни и деятельности пяти российских конструкторов, подаривших отечественному машиностроению важные технические решения и изобретения. Серия «Великие изобретатели», конструкторы – надо всё-таки открыть.
Воспоминаниями об эпохе становления ДПА факультета (ныне аэрокосмического), размышлениями о перспективах развития вуза и секретами работы со студентами делится ветеран университета, кандидат технических наук, доцент кафедры летательных аппаратов Юрий Михайлович Хищенко.