Воскресенье, 28 Апреля 2024

Рейтинги: возможности прорыва

Среда, 14 декабря 2016 00:00   Юлия РУДНЕВА
Андрей Владимирович Келлер с Филиппом Альтбахом (слева) и Эллен Хейзелкорн Андрей Владимирович Келлер с Филиппом Альтбахом (слева) и Эллен Хейзелкорн

В рамках выполнения плана мероприятий по реализации Программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») представители ЮУрГУ приняли участие в семинаре «Академическая репутация и глобальные рейтинги университетов», который состоялся 5 декабря на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В качестве организаторов выступили РАНХиГС и Всемирный банк.

В ходе семинара обсуждались вопросы значения академической репутации и перспективы вхождения российских университетов в глобальные академические рейтинги.

Директор Центра международного высшего образования «Бостон Колледж» Филипп Альтбах представил алгоритм действий, которые необходимо предпринять неанглоязычным университетам, чтобы из локальных лидеров превратиться в полноценных членов академического сообщества. По мнению господина Альтбаха, российским университетам, чтобы подняться в мировых рейтингах, в основном недостает научных публикаций, индексируемых в мировых базах данных. Основная причина этого – разделение учебной и научной деятельности. Для успешного включения в глобальный процесс, считает Альтбах, необходима интернационализация, активное использование английского языка преподавательским составом и студентами, а также разработка долгосрочной концепции повышения академической репутации вуза.

Проректор по стратегическому развитию ЮУрГУ Андрей Келлер рассказал, что сейчас в рамках Проекта 5-100 в ЮУрГУ уже запущен ряд мероприятий, направленных на скорейшую интернационализацию университета и формирование в его стенах англоязычной среды. Это и внедрение на площадке ЮУрГУ лучших практик языковой подготовки, принятых в других вузах, и развитие углубленной языковой подготовки бакалавров, и курсы английского для сотрудников, чтобы в случае необходимости диалог с иностранными гостями могли вести все – от библиотекаря до работника общежития.

Директор отдела исследования политики и высшего образования Технологического университета Дублина Эллен Хейзелкорн напомнила, что в мире всего несколько глобальных рейтингов, включение в которые имеет огромное значение для университета, – это QS, Times Higher Education, Шанхайский рейтинг, Webometrics. Рейтинги формируются на основе результатов анкетирований, которые, так или иначе, субъективны. Часто университеты, стремясь к первым местам в рейтингах и развивая не свойственные им направления, рискуют утратить свое уникальное лицо, поэтому рейтинги можно использовать как элемент обеспечения качества, но не как самостоятельный инструмент оценки.

По мнению эксперта, аккредитация основными ассоциациями бизнес-образования (AMBA, ACBSP, AACSB) для российских вузов не менее важна, чем репутация в рейтингах, так как без нее вузам сложно доказать свою образовательную состоятельность.

Проректор по международной деятельности Виктор Каточков напомнил, что важнейшими показателями конкурентоспособности вуза сегодня являются его высокая академическая репутация, имидж в среде работодателей и, как следствие, международное признание. В настоящее время ЮУрГУ активно разрабатывает оптимальный план действий по скорейшему вхождению в международные рейтинги (Общий рейтинг QS и предметные рейтинги Computer Science, Mechanical, Aeronautical & Manufacturing Engineering, Material Science и Общий рейтинг THE) и улучшению позиций в рейтинге Webometrics. Также перед университетом стоит задача успешной аккредитации в основных ассоциациях бизнес-образования.

Руководитель глобальных программ в области высшего образования Группы Всемирного банка Франсиско Мармолехо отметил особую важность продвижения бренда университета в вопросе вхождения в глобальные рейтинги. По мнению господина Мармолехо, для повышения академической репутации российским университетам сегодня необходимо: продвигать бренд вуза в качестве выдающегося места для обучения талантов; интегрировать информацию об обучении с информацией о науке, инновациях и возможностях профессионального обучения; при развитии университета ориентироваться на конкретные междисциплинарные исследования; увеличивать количество профессоров и преподавателей, принимающих участие в международных грантах и коллаборациях, и так далее.

Директор Проектного офиса управления Программой 5-100 в ЮУрГУ Александр Деев подчеркнул, что репутацию вуза формируют не слова, а реальные достижения, в том числе в рамках реализации в университете Проекта 5-100. Для повышения академической репутации вуза и успешного вхождения в глобальные рейтинги университетов ЮУрГУ необходимо нарабатывать репутацию вуза-лидера в исследованиях, обучении и инновациях.

Начальник отдела по взаимодействию с рейтинговыми организациями Дарья Ивлева напомнила, что вхождение в международный Общий рейтинг и предметные рейтинги QS, общий рейтинг THE и другие – одна из важнейших задач, которые должен выполнить университет в рамках реализации Программы 5-100. ЮУрГУ, принимающий участие в Проекте 5-100 с 2015 года, заинтересован в разработке и активном внедрении комплекса мер по повышению своей репутации на международной арене.

Участие представителей университета в подобных семинарах позволяет выделить ключевые моменты, на которых университету необходимо заострить внимание для успешного повышения академической репутации и прорыва в глобальные рейтинги ведущих вузов мира.

Прочитано 2556 раз Рубрика: [ Приоритет 2030 ] Последнее изменение Четверг, 15 декабря 2016 16:52

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *