Четверг, 21 Ноября 2024

В ЮУрГУ забилось «Сердце Урала»

Пятница, 17 мая 2024 00:00   Дмитрий ФИЛИППОВ
В ЮУрГУ забилось «Сердце Урала» Фото Сергея КАЧКО
Алексей ТЕКСЛЕР, губернатор Челябинской области Алексей ТЕКСЛЕР, губернатор Челябинской области Фото gubernator74.ru
Александр ВАГНЕР, ректор ЮУрГУ Александр ВАГНЕР, ректор ЮУрГУ Фото Данила РАХИМОВА
Сергей ТАРАН, директор ПИШ Сергей ТАРАН, директор ПИШ Фото Сергея КАЧКО

В начале этого года Южно-Уральский государственный университет активно приступил к формированию в своей структуре Передовой инженерной школы (ПИШ) двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала». Вуз в очередной раз подтвердил своё лидерство, победив в конкурсе на реализацию амбициозного федерального проекта.

ПИШ должна ответить на вызовы, стоящие перед российской отраслью специального транспортного машиностроения. Это и резкий рост спроса на продукцию отрасли, и исчерпание человеческого капитала, и необходимость повышения производительности труда за счёт повышения квалификации работников, автоматизации и внедрения новых технологий, и потребность в новых конкурентоспособных продуктах, отвечающих современным требованиям по стоимости, экологичности и интеграции в цифровую среду, а также в производстве средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе. И, как следствие, острая необходимость в обеспечении технологического суверенитета. 

 Цель ПИШ «Сердце Урала» – создать школу специального транспортного двигателестроения на принципах и компетенциях нового качества для подготовки конструкторов, технологов и техностартеров, а также разработки продуктов и технологий для трансформации отрасли специального транспортного машиностроения.

Вызовы стоят и перед высшим техническим образованием. Хотя в последние два года наблюдался бурный рост спроса на инженерные кадры, пропала романтика обучения по техническим профилям, и абитуриенты выбирают гуманитарные и социально-экономические направления. В советское время автотракторный факультет Челябинского политехнического института имени Ленинского комсомола был овеян легендами о специальности, которая даст возможность работы на самых известных автомобильных предприятиях страны – в Тольятти, Горьком, Набережных Челнах и даже в Москве. Это был мощнейший эмоциональный стимул для получения технического образования.

Перед Передовой инженерной школой ставятся очень амбициозные задачи. Во-первых, построить устойчивое научно-образовательное подразделение с эффективной моделью управления и собственной инфраструктурой. Во-вторых, сформировать академическую команду мирового уровня, способную решать задачи отрасли. Также необходимо увеличить количество мотивированных абитуриентов. Чрезвычайно важно освоить новую модель подготовки инженеров М-типа, а именно конструкторов, технологов, техностартеров, способных стать лидерами возрождения машиностроительной отрасли Урала. При этом требуется вовлечь в деятельность школы исследовательский комплекс университета с командами мирового уровня в материаловедении, инженерном деле, компьютерных науках. Следует разработать линейку специальных машин и технологий. При этом выйти на новый уровень конкурентоспособности уже в ближайшие годы, стать одним из центров кооперации и сетевого взаимодействия между индустриальными партнёрами и университетами. Также важно обеспечить формирование межрегиональной предпринимательской среды, помогающей ускорить решение задач машиностроительной отрасли, транслировать лучшие практики и образовательные модели на систему высшего и среднего образования.

На первый взгляд может показаться, что Передовая инженерная школа связана с конкретными узкими направлениями. Однако это проект всего университета, который далеко выходит за его рамки. Можно сказать, что междисциплинарная команда школы объединит машиностроение, материаловедение, сенсорику, искусственный интеллект и промышленный менеджмент. Кроме того необходимо отметить использование в деятельности подразделения сформированной научной инфраструктуры вуза, а также её дальнейшее развитие. Особо стоит остановиться на организации учебного процесса. На всех этапах – от довузовского до аспирантуры и докторантуры – в работу ПИШ будут вовлечены представители самых разных институтов и высших школ ЮУрГУ.

 Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Основой образовательного предложения Передовой инженерной школы станет модель проектного обучения 2.0 на базе классического университета. Чтобы обеспечить быструю подготовку новых инженеров и их беспроблемное трудоустройство, делается ставка на образование без отрыва от работы. Основой обучения станет проектно-ориентированный подход. При поддержке преподавателей и кураторов из индустрии студенты, разделившись на команды, будут реализовывать микропроекты, объединенные сквозной темой, заданной индустриальным партнёром. В качестве защиты выпускной квалификационной работы студенты представят результаты своей деятельности как полноценный сложносоставной сквозной проект. Чтобы дать студентам максимум возможностей для самостоятельного обучения, планируется использовать формат микрокурсов.

Поскольку уровень знаний и профессиональной подготовки у студентов может быть разным, ПИШ запустит систему поддерживающих курсов, чтобы помочь восполнить пробелы в навыках. Кроме того, используя компетенции, имеющиеся у ЮУрГУ как у классического университета, ПИШ встроит в проектное обучение социально-гуманитарные направления и технические науки, а также ряд образовательных компонентов на стыке областей: это цифровые компетенции, биомеханика движения, архитектура технических процессов и систем, лидерские компетенции и управление командами, координация и кооперация в командах, распределение ролей и функционала.

Не меньшее внимание уделяется формированию нового портфеля образовательных программ. Ответом на вызовы индустрии в подготовке новых специалистов в кратчайшие сроки станут ускоренные программы «однолетней» магистратуры (год и три месяца) в том числе и за счёт программ ДПО. Студентам выпускных курсов базовых программ высшего образования и сотрудникам предприятий будут предложены программы ДПО, которые впоследствии могут быть перезачтены в счёт освоения первого года обучения на программах специального высшего образования. Таким образом, по итогам освоения ДПО студенты и сотрудники предприятий смогут быть зачислены сразу на второй курс программы магистратуры, что сократит время их обучения. Обеспечивая дуальность инженерных компетенций, ПИШ включит в свой образовательный портфель 18 новых программ базового, специального, высшего образования и ДПО.

Хотелось бы остановиться на партнёрах проекта. В настоящий момент подписаны соглашения с АО «Автомобильный завод „Урал“», ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Уральский дизель-моторный завод», АО «Курганский завод дорожных машин», ООО «Завод “Спецагрегат”». Этот список постоянно пополняется. Роль партнёров намного шире традиционного места трудоустройства и прохождения практики. Они будут активно участвовать в организации учебного процесса на уровне подготовки программ, лучшие специалисты выступят в качестве преподавателей. Кстати, занятия со студентами будут вести самые видные учёные вузов России и мира.

Передовая инженерная школа «Сердце Урала» – это очередной этап развития вуза, выросшего из политехнического института в классический университет, успешно реализующего программу национального исследовательского университета, программу «Приоритет-2030», а ранее – Проект 5-100. Символично, что она базируется на направлениях, с которых в далёком 1943 году начинался Челябинский механико-машиностроительный институт. Тогда в нём было всего два факультета. Первый – колесно-гусеничных машин со специальностями «Танкостроение», «Автомобили и тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания». Второй – механико-технологический, где велась подготовка специалистов по технологии машиностроения, кузнечно-прессовым машинам и обработке металлов давлением, сварочным машинам и сварочному производству. А в XXI веке успешное противостояние вызовам и укрепление лидерских позиций Южно-Уральского государственного университета обеспечивает Передовая инженерная школа «Сердце Урала».

 

 Алексей ТЕКСЛЕР, губернатор Челябинской области:

Передовая инженерная школа ЮУрГУ совместно с крупными индустриальными партнёрами должна обеспечить создание спецтехники нового поколения, в том числе – для «умных» городов, разработку модельного ряда двигателей новой формации двойного назначения, интеллектуальных систем управления спецтранспортом.

 

Александр ВАГНЕР, ректор ЮУрГУ:

Передовая инженерная школа «Сердце Урала» демонстрирует мощный потенциал ЮУрГУ – кадровый, технологический, образовательный – для решения задач промышленности региона. Реализация этого проекта существенно повысит качество образования, даст предприятиям кадры, позволит достичь технологических результатов, среди которых новые продукты и технологии.

 

Сергей ТАРАН, директор ПИШ:

Реализация программы Передовой инженерной школы предполагает тесное взаимодействие с партнёрами – индустриальными, академическими, сетевыми. Университетом накоплен значительный опыт совместного решения задач с промышленными предприятиями. Достаточно назвать унифицированное семейство транспортных средств «Арктический автобус» для безопасной перевозки пассажиров и грузов в условиях Крайнего Севера, экологически чистые универсальные коммунальные машины для всесезонного содержания и уборки городских территорий, семейство аэродромных машин: подметально-продувочная, поливомоечная и плужно-щеточная с раздачей твердого реагента. Есть опыт создания среды для обмена компетенциями, курсами, кадрами совместно с академическими партнёрами. Кроме того, университет тиражирует лучшие практики через программы сетевого обучения с вузами-партнёрами

 

 

Прочитано 701 раз Рубрика: [ Образование ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *