ПИШ должна ответить на вызовы, стоящие перед российской отраслью специального транспортного машиностроения. Это и резкий рост спроса на продукцию отрасли, и исчерпание человеческого капитала, и необходимость повышения производительности труда за счёт повышения квалификации работников, автоматизации и внедрения новых технологий, и потребность в новых конкурентоспособных продуктах, отвечающих современным требованиям по стоимости, экологичности и интеграции в цифровую среду, а также в производстве средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе. И, как следствие, острая необходимость в обеспечении технологического суверенитета.
Цель ПИШ «Сердце Урала» – создать школу специального транспортного двигателестроения на принципах и компетенциях нового качества для подготовки конструкторов, технологов и техностартеров, а также разработки продуктов и технологий для трансформации отрасли специального транспортного машиностроения.
Вызовы стоят и перед высшим техническим образованием. Хотя в последние два года наблюдался бурный рост спроса на инженерные кадры, пропала романтика обучения по техническим профилям, и абитуриенты выбирают гуманитарные и социально-экономические направления. В советское время автотракторный факультет Челябинского политехнического института имени Ленинского комсомола был овеян легендами о специальности, которая даст возможность работы на самых известных автомобильных предприятиях страны – в Тольятти, Горьком, Набережных Челнах и даже в Москве. Это был мощнейший эмоциональный стимул для получения технического образования.
Перед Передовой инженерной школой ставятся очень амбициозные задачи. Во-первых, построить устойчивое научно-образовательное подразделение с эффективной моделью управления и собственной инфраструктурой. Во-вторых, сформировать академическую команду мирового уровня, способную решать задачи отрасли. Также необходимо увеличить количество мотивированных абитуриентов. Чрезвычайно важно освоить новую модель подготовки инженеров М-типа, а именно конструкторов, технологов, техностартеров, способных стать лидерами возрождения машиностроительной отрасли Урала. При этом требуется вовлечь в деятельность школы исследовательский комплекс университета с командами мирового уровня в материаловедении, инженерном деле, компьютерных науках. Следует разработать линейку специальных машин и технологий. При этом выйти на новый уровень конкурентоспособности уже в ближайшие годы, стать одним из центров кооперации и сетевого взаимодействия между индустриальными партнёрами и университетами. Также важно обеспечить формирование межрегиональной предпринимательской среды, помогающей ускорить решение задач машиностроительной отрасли, транслировать лучшие практики и образовательные модели на систему высшего и среднего образования.
На первый взгляд может показаться, что Передовая инженерная школа связана с конкретными узкими направлениями. Однако это проект всего университета, который далеко выходит за его рамки. Можно сказать, что междисциплинарная команда школы объединит машиностроение, материаловедение, сенсорику, искусственный интеллект и промышленный менеджмент. Кроме того необходимо отметить использование в деятельности подразделения сформированной научной инфраструктуры вуза, а также её дальнейшее развитие. Особо стоит остановиться на организации учебного процесса. На всех этапах – от довузовского до аспирантуры и докторантуры – в работу ПИШ будут вовлечены представители самых разных институтов и высших школ ЮУрГУ.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Основой образовательного предложения Передовой инженерной школы станет модель проектного обучения 2.0 на базе классического университета. Чтобы обеспечить быструю подготовку новых инженеров и их беспроблемное трудоустройство, делается ставка на образование без отрыва от работы. Основой обучения станет проектно-ориентированный подход. При поддержке преподавателей и кураторов из индустрии студенты, разделившись на команды, будут реализовывать микропроекты, объединенные сквозной темой, заданной индустриальным партнёром. В качестве защиты выпускной квалификационной работы студенты представят результаты своей деятельности как полноценный сложносоставной сквозной проект. Чтобы дать студентам максимум возможностей для самостоятельного обучения, планируется использовать формат микрокурсов.
Поскольку уровень знаний и профессиональной подготовки у студентов может быть разным, ПИШ запустит систему поддерживающих курсов, чтобы помочь восполнить пробелы в навыках. Кроме того, используя компетенции, имеющиеся у ЮУрГУ как у классического университета, ПИШ встроит в проектное обучение социально-гуманитарные направления и технические науки, а также ряд образовательных компонентов на стыке областей: это цифровые компетенции, биомеханика движения, архитектура технических процессов и систем, лидерские компетенции и управление командами, координация и кооперация в командах, распределение ролей и функционала.
Не меньшее внимание уделяется формированию нового портфеля образовательных программ. Ответом на вызовы индустрии в подготовке новых специалистов в кратчайшие сроки станут ускоренные программы «однолетней» магистратуры (год и три месяца) в том числе и за счёт программ ДПО. Студентам выпускных курсов базовых программ высшего образования и сотрудникам предприятий будут предложены программы ДПО, которые впоследствии могут быть перезачтены в счёт освоения первого года обучения на программах специального высшего образования. Таким образом, по итогам освоения ДПО студенты и сотрудники предприятий смогут быть зачислены сразу на второй курс программы магистратуры, что сократит время их обучения. Обеспечивая дуальность инженерных компетенций, ПИШ включит в свой образовательный портфель 18 новых программ базового, специального, высшего образования и ДПО.
Хотелось бы остановиться на партнёрах проекта. В настоящий момент подписаны соглашения с АО «Автомобильный завод „Урал“», ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Уральский дизель-моторный завод», АО «Курганский завод дорожных машин», ООО «Завод “Спецагрегат”». Этот список постоянно пополняется. Роль партнёров намного шире традиционного места трудоустройства и прохождения практики. Они будут активно участвовать в организации учебного процесса на уровне подготовки программ, лучшие специалисты выступят в качестве преподавателей. Кстати, занятия со студентами будут вести самые видные учёные вузов России и мира.
Передовая инженерная школа «Сердце Урала» – это очередной этап развития вуза, выросшего из политехнического института в классический университет, успешно реализующего программу национального исследовательского университета, программу «Приоритет-2030», а ранее – Проект 5-100. Символично, что она базируется на направлениях, с которых в далёком 1943 году начинался Челябинский механико-машиностроительный институт. Тогда в нём было всего два факультета. Первый – колесно-гусеничных машин со специальностями «Танкостроение», «Автомобили и тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания». Второй – механико-технологический, где велась подготовка специалистов по технологии машиностроения, кузнечно-прессовым машинам и обработке металлов давлением, сварочным машинам и сварочному производству. А в XXI веке успешное противостояние вызовам и укрепление лидерских позиций Южно-Уральского государственного университета обеспечивает Передовая инженерная школа «Сердце Урала».
Алексей ТЕКСЛЕР, губернатор Челябинской области:
Передовая инженерная школа ЮУрГУ совместно с крупными индустриальными партнёрами должна обеспечить создание спецтехники нового поколения, в том числе – для «умных» городов, разработку модельного ряда двигателей новой формации двойного назначения, интеллектуальных систем управления спецтранспортом.
Александр ВАГНЕР, ректор ЮУрГУ:
Передовая инженерная школа «Сердце Урала» демонстрирует мощный потенциал ЮУрГУ – кадровый, технологический, образовательный – для решения задач промышленности региона. Реализация этого проекта существенно повысит качество образования, даст предприятиям кадры, позволит достичь технологических результатов, среди которых новые продукты и технологии.
Сергей ТАРАН, директор ПИШ:
Реализация программы Передовой инженерной школы предполагает тесное взаимодействие с партнёрами – индустриальными, академическими, сетевыми. Университетом накоплен значительный опыт совместного решения задач с промышленными предприятиями. Достаточно назвать унифицированное семейство транспортных средств «Арктический автобус» для безопасной перевозки пассажиров и грузов в условиях Крайнего Севера, экологически чистые универсальные коммунальные машины для всесезонного содержания и уборки городских территорий, семейство аэродромных машин: подметально-продувочная, поливомоечная и плужно-щеточная с раздачей твердого реагента. Есть опыт создания среды для обмена компетенциями, курсами, кадрами совместно с академическими партнёрами. Кроме того, университет тиражирует лучшие практики через программы сетевого обучения с вузами-партнёрами