Примеру кафедр экономического профиля, предложивших платное повышение квалификации сотрудникам предприятий малого и среднего бизнеса, последовали кафедры технологического, лингвистического, информационного направлений.
Эту деятельность в условиях университета необходимо было упорядочить, скоординировать, подвести под нее юридическую базу, оценить спрос на программы повышения квалификации, их качество и даже проверить, не нарушаются ли авторские права. И в 2004 году администрация вуза предприняла разумный шаг: создала ИДО. Консолидирующей основой института стали два факультета – переподготовки специалистов и профессиональных работников и повышения педагогической квалификации преподавателей. На них уже тогда функционировало около 150 образовательных программ, и их число стремительно росло сообразно запросам потенциальных слушателей, быстро подмечавших, где открываются новые ниши на рынке труда. Сервисная функция классического университета – оказание разнообразных услуг своему региону и местному сообществу для усиления конкурентоспособности его экономики – на этапе становления ИДО стала основной.
Первоначально институт помимо двух названных факультетов объединил еще 27 центров дополнительного образования, с индивидуальной ориентацией на различные категории физических лиц, специалистов и служащих предприятий города и области. Благодаря этому ИДО мог достаточно гибко и своевременно откликаться на спрос, предлагая всё новые программы переподготовки и повышения квалификации в сфере бизнеса и инновационных идей. Вошли в практику корпоративные программы, составленные в соответствии с потребностями конкретных заказчиков.
На пути к своему 15-летию институту довелось поучаствовать во многих начинаниях: для воспитанников детских домов проводились занятия по программе «Информационные технологии»; для профессиональной ориентации школьников, будущих абитуриентов университета, предложено несколько образовательных программ; для выпускников школ разработаны программы дополнительного начального профессионального образования; для всех желающих сформирован полный цикл программ восхождения по уровням владения иностранными языками; есть программы даже для пенсионеров, желающих освоить подаренную детьми и внуками IT-технику! Так формировалось представление об университете XXI века в системе непрерывного образования – когда человек учится всю жизнь.
Да, институт был востребован и старался высоко держать планку. Но для успешной деятельности требовалось признание со стороны федерального Минобрнауки. Ректор вынашивал амбициозные планы, связанные с будущим вуза в целом, и в этих планах должно было найтись место ИДО.
В начале 2000-х деятельность факультетов переподготовки специалистов и профессиональных работников и повышения педагогической квалификации была замечена в Федеральном агентстве по образованию Минобрнауки РФ. ИДО получил предложение поучаствовать в программе мобильного повышения квалификации научно-педагогических работников линейных вузов России, находящихся в ведении Федерального агентства. Пожалуй, никогда прежде преподаватели ИДО не работали с таким увлечением и самоотдачей. До сих пор с удовольствием смотрим на карту России, где отмечены города, откуда к нам приезжали коллеги. Мы делали всё, чтобы гости переняли опыт ведущих преподавателей университета. Остались отзывы, благодарности, пожелания и адреса для дальнейшей, уже совместной работы. За четыре года по программе мобильного повышения квалификации в ИДО ЮУрГУ прошли обучение более 600 научно-педагогических работников из 60 городов Российской Федерации: от Санкт-Петербурга до Владивостока и от Петрозаводска до Сочи. Четырежды с 2007 по 2010 год ИДО становился победителем конкурса Минобрнауки РФ на право участия в этой программе.
Сегодня Институт дополнительного образования погружён в решение задач, которые вызваны глобальными тенденциями развития высшего образования и которые ставит перед ним ректорат университета: отслеживать свою востребованность, расширять свои возможности, внедряя новые актуальные программы, активно сотрудничать с вузами-партнёрами, уделять усиленное внимание развитию электронного, в частности, дистанционного обучения.
Институтом проведена работа по подготовке и переподготовке специалистов в корпоративном университете «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле, Южно-Уральском венчурном фонде, технопарке «ЮУрГУ-Полёт», екатеринбургском АО «Новатор», подразделении «Почты России».
Налаживается и развивается сотрудничество с коллегами из вузов Российской Федерации, Чехии, Словакии, Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизии…
А когда университет вошёл в Программу 5-100, ИДО стал практиковать международные научно-практические конференции, в которых зарубежные учёные участвовали дистанционно, с помощью телемостов. Наши сотрудники публикуются в журналах из баз Scopus и Web of Science. Вуз стремится занять место в ряду ведущих университетов мира. В нем теперь учится множество иностранных студентов. Это задает ИДО вектор дальнейшего развития в направлении международного сотрудничества с целью поиска и определения новаций в работе.
С приподнятым настроением сотрудники и преподаватели института ждут начала пятой по счету международной практической конференции «Университеты XXI века в системе непрерывного образования». Она приурочена к 15-летнему юбилею ИДО ЮУрГУ и 40-летию научной педагогической школы профессора Г.Н. Серикова. В этом году конференция пройдёт в рамках международного форума «Непрерывное образование».
Приветствуем всех участников форума, рассчитываем на обоюдную заинтересованность в проблемах заявленной тематики и надеемся, что вместе найдем верные пути для дальнейшего движения вперед. Залог наших новых успехов – в сотрудничестве!
Мероприятие пройдет 22 ноября, в пятницу. Начало – в 10:00. Регистрация участников с 9:00.