Чтобы удержать их в ЧПИ, энтузиасты кафедры С.А. Бурцев, С.В. Махнович и Г.А. Шепталин добились открытия специальности «Самолето- и вертолетостроение». Но жизнь показала: довести крылатую машину до взлетной полосы дано далеко не каждому – для этого нужны не только мечта и талант, но и характер.
Дима Чеботарёв приехал из Ташкента. У него был чётко продуманный план: после окончания учебы устроиться на Ташкентский авиационный завод. А пока, на пути к мечте, юноша прыгал с парашютом и занимался скоростным судомоделированием, по которому, насколько помню, стал мастером спорта. Но ветер перестройки занес Дмитрия в Челябинск. Поступив в ЧПИ на самолетостроительную специальность, он, как и многие студенты, вынужден был искать возможность подработать. Порой выручали «хлебные» кафедры с большими контрактными наборами – туда можно было устроиться лаборантом или учебным мастером. Наши студенты «пригрелись» на кафедре прикладной психологии – ее преподаватели в ходе занятий на факультете оценили их добросовестность и креативность. Там Дмитрий узнал о психологии космонавта, летчика-истребителя – и задумался о собственной психологической устойчивости перед натиском естественно-научных и специальных дисциплин, которые нужно было освоить за пять лет. Осознал, что видит себя в будущем только за штурвалом самолёта – и это убеждение только крепло от курса к курсу, несмотря на все трудности.
Устная летопись факультета хранит историю о том, как однажды Дмитрий вместе с товарищами – Алексеем Дементьевым и Виктором Донцовым – затеял строить пилотируемый самолет. Виктор и Алексей, парни очень толковые, отличники, давно вынашивали эту идею – но приняться за дело всё не решались. Дмитрий взял инициативу в свои руки. Работать старались, как в КБ А.Н. Туполева: испытывали свое творение на прочность, нагружая собственным весом, наблюдали потерю устойчивости обшивки носка крыла и, обведя карандашом места вмятин, обсуждали, работают ли формулы из курса прочности самолета. А еще старались, чтобы крылатая машина получилась красивой.
Было это в «эпоху Вяткина». Кстати, Герман Платонович каким-то образом узнал о дружной троице из подвала нашего факультета. Пришел посмотреть – и Дмитрий удостоился приглашения на девятый этаж на чаепитие с ректором. «Счастье – это когда тебя понимают!» – мог бы повторить увлеченный студент вслед за героем фильма «Доживем до понедельника».
Дмитрий Чеботарёв до сих пор гордится, что хоть и ненадолго, но поднял свой самолет в воздух – вопреки предостережениям Бориса Николаевича Дыкина: опытный пилот уже на пробежках увидел недоработки в управлении. А Гуго Петрович Петерс объяснил, что в авиации если сразу всё пошло как по маслу – это очень дурная примета: потом непременно жди беды!
Тем временем и диплом подоспел, защита, прощание с кафедрой. И подарок судьбы: возможность пойти на ускоренные курсы пилотов гражданской авиации. Теперь, с «корочками», путь к штурвалу стал короче. Спустя года два после того, как наш герой оставил на кафедре листок со словами «Курсантской», фотограф уже запечатлел его в кресле второго пилота.
Сейчас Дмитрий Юрьевич Чеботарёв – пилот «Аэрофлота», командир аэробуса А-320. Возможно, кому-то из вас при вылете из Челябинска доведется услышать из кабины пилотов его голос, желающий счастливого полета. А вы, прилетев и выйдя на трап, мысленно пожелайте ему благополучных взлетов и посадок!
Наш герой – не единственный, кто осуществил свою мечту о небе: в Африке летает на А-320 наш выпускник Валерий Владимирович Лифанов, а в Boeing инженерят Олег Плешаков, Светлана Звонарева, Антон Шлейхер. Надеемся, что в их успехе есть и доля нашего участия.
Стремятся все к чему-то тут и там,
Мечта своя у каждого по праву.
Одни к деньгам, другие к городам,
А третьим подавай почет и славу.
Но в повседневной этой суете,
Куда бы я ни шел и где б я не был,
Мой путь всегда лежит к одной черте –
С которой самолет уходит в небо.