Пятница, 22 Ноября 2024

Повышение квалификации: по ступенькам компетенций

Вторник, 06 сентября 2016 00:00   Татьяна САРАНСКАЯ

Вне зависимости от того, какие именно специальности сегодня являются самыми востребованными на рынке труда, профессионалы, мастера своего дела, ценятся всегда. Профессионализм и мастерство специалиста в современном мире измеряются уровнем его квалификации, поэтому повышение его становится как никогда актуальным. Для большинства работников становится очевидным, что совершенствование своих профессиональных навыков из мероприятия эпизодического, от случая к случаю, по требованию руководителя, стремительно превращается в неотъемлемую часть трудовой деятельности. Быть в курсе технологических новинок в своей профессиональной сфере, своевременно получать информацию обо всех изменениях в законодательстве, касающихся трудовых отношений, – это не только обязанность современного профессионала, но и залог его успеха, дающий серьезное конкурентное преимущество.

Два основных вопроса волнуют работника, стремящегося к повышению своей квалификации: как выбрать действительно качественную программу и как совместить обучение и работу. Преподаватели и сотрудники университета на сегодняшний день находятся в благоприятных условиях. Институт дополнительного образования ЮУрГУ предлагает большой выбор дополнительных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для профессорско-преподавательского состава вуза. Программы охватывают широкий круг вопросов: современные образовательные и новые информационные технологии, проектирование открытых образовательных ресурсов, приоритетные направления развития науки, техники и технологий в нашей стране, современные подходы к управлению образовательным процессом, нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности и другие.

Важно подчеркнуть, что содержание программ Института дополнительного образования в настоящее время пересматривается и обновляется в соответствии с требованиями Национальной системы профессиональных квалификаций. С какой целью это делается?

По материалам «Российской газеты» от 22 июня, с первого июля 2016 года работодатели региона обязаны применять профессиональные стандарты при определении требований к квалификации работников. Обязательность этого положения закреплена в Федеральном законе от 02.05.2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» и статьях 11, 46 и 73 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в совокупности со статьей 331 Трудового кодекса РФ. Это положение в полной мере касается и научно-педагогических работников образовательных организаций – приказом Министерства труда России от 08.09.2015 года № 608 утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Профессиональные стандарты, с учетом которых сегодня разрабатываются дополнительные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, являются не только нормативными документами, но и «точным инструментом», при помощи которого можно привести в соответствие ожидания и интересы слушателей и требования работодателей. Основываясь на информации, содержащейся в профессиональном стандарте, разработчики образовательной программы четко прописывают область и объекты профессиональной деятельности выпускника программы, трудовые функции и действия, которыми слушатель должен будет овладеть в результате обучения, и, главное, те профессиональные компетенции, которые ему надлежит усовершенствовать или приобрести. Говоря проще, профессиональный стандарт дает возможность измерить и описать квалификацию специалиста через определенный набор компетенций – в соответствие с которым разработчик программы в свою очередь, обязан привести содержание занятий. Обучаясь по такой программе, слушатель может быть уверен, что получает востребованные и актуальные знания, которые ему реально необходимы, чтобы соответствовать требованиям и запросам работодателя.

Образовательные программы Института дополнительного образования ЮУрГУ проводятся, как правило, без отрыва от работы, в удобном для слушателей режиме. Часть программ планируется перевести в дистанционный формат, чтобы дать возможность работать с учебными материалами по гибкому графику.

Компетентностный подход в отборе содержания образовательных программ помогает авторам-разработчикам, с одной стороны, «повернуться лицом» к заказчику-работодателю, заинтересованному в том, чтобы его работник действительно был квалифицированным специалистом и соответствовал именно его требованиям и условиям трудовой деятельности. С другой – подобный подход делает систему повышения квалификации «прозрачной» для слушателя, имеющего возможность выбрать образовательную программу не просто опираясь на ее название. Теперь слушатель может получить информацию о том, какими именно компетенциями он овладеет по окончании обучения, и его решение о выборе той или иной программы будет по-настоящему обоснованным и взвешенным. Данный подход, по сути, экономит время слушателя, давая ему возможность выбрать реально необходимую и полезную программу.

Коллектив Института дополнительного образования ЮУрГУ ставит перед собой цель помогать преподавателям и сотрудникам университета в повышении уровня их профессиональной квалификации и приобретении новых компетенций, актуальных для современного вузовского преподавателя. Приглашаем к сотрудничеству всех коллег, заинтересованных в повышении авторитета университета и собственном профессиональном развитии!

Прочитано 2326 раз Рубрика: [ Образование ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *