– В чём уникальность вашего проекта? Как новая технология может быть применена в промышленности?
– Совместно с ООО «Уральский инжиниринговый центр» мы разрабатываем энергоэффективную и экологичную технологию нанесения твердохромовых покрытий на тела вращения. Уникальность технологии заключается в том, что она должна обеспечить организацию процесса замкнутого цикла хромирования, без сообщения с окружающей средой, что позволит значительно снизить нагрузку на окружающую среду и на обслуживающий персонал за счет отсутствия выбросов токсичных соединений хрома.
– Как технология может быть реализована на производстве?
– Твердохромовые покрытия цилиндрических заготовок, получаемые с помощью этой технологии, найдут применение во всех отраслях промышленности, где требуются улучшенные прочностные и коррозионные характеристики оборудования. Это предприятия машиностроительной отрасли, приборостроения, тяжелого машиностроения и станкостроения. В качестве результата проекта мы совместно с Уральским инжиниринговым центром сможем воспроизвести участок хромирования на телах вращения в промышленном масштабе.
– Как в рамках проекта организовано взаимодействие с индустриальным партнёром?
– Уральский инжиниринговый центр – единственное предприятие, обладающее производственными мощностями для нанесения твердохромовых покрытий на длинномерные заготовки – тела вращения и на заготовки большого диаметра. Нам очень повезло, что наш индустриальный партнер по заявке Федеральной целевой программы находится в Челябинске и потому мы не испытываем проблем с активным взаимодействием. В качестве аналитиков со стороны Уральского инжинирингового центра выступают специалисты, которые уже не первый год работают с ЮУрГУ.
Несмотря на то, что я впервые участвую в Федеральной целевой программе как руководитель от университета и впервые взаимодействую с Уральским инжиниринговым центром, мы нашли общий язык и работаем, с моей точки зрения, очень интересно и продуктивно.
– Как магистранты вашей кафедры задействованы в проектном обучении?
– В проекте участвуют пять магистрантов кафедры технологий автоматизированного машиностроения, обучающиеся по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Проект тематически больше относится к металлургии, к физической химии нанесения покрытий. В рамках его реализации необходимо разработать конструкторскую документацию на установки хромирования – именно для этого магистранты и привлекаются в проект.
Основной задачей каждого магистранта является разработка и анализ конструкторско-технологической документации, изготовление частей установок для хромирования. Это конструкции с гидролитической ванной, системами подачи электролита, экологической безопасности и электропитания установки. Оборудование уже есть, но требуется конструкторская и технологическая документация для изготовления деталей.
Предполагается, что результатом проекта станет создание трех установок – малой, средней и большого комплекса хромирования. Каждая состоит из нескольких крупных узлов, и каждому магистру сегодня поставлена задача ознакомиться с имеющимися материалами по проекту. В рамках своих магистерских диссертаций в ходе проектного обучения они занимаются разработкой конструкторской документации на эти узлы и в дальнейшем – технологической документации на изготовление деталей, входящих в эти узлы, на технологический процесс сборки узлов из отдельных деталей.
– Можно ли отнести ваш проект к междисциплинарным?
– Проект реализуется на стыке физхимии, металлургии и технологии машиностроения. Планируется, что в будущем к проекту подключатся другие подразделения вуза. Летом 2017 года на одном из совещаний проректор по научной работе Александр Дьяконов высказал мысль о том, что у Уральского инжинирингового центра есть хорошая крупная индустриальная идея, которую они хотели бы реализовать совместно, с привлечением финансирования ЮУрГУ. Мы активно взаимодействуем с Уральским инжиниринговым центром, где планируется проведение разработок. У Центра очень много партнеров в России и за рубежом. Несколько раз проводили совещания на площадке ЮУрГУ и писали заявку на поддержку нашего проекта в рамках Федеральной целевой программы. Сегодня заявка успешно поддержана.
– Что уже сделано по проекту на сегодняшний день?
– Сформировали задание для магистрантов, провели установочные консультации. Ребята проходят «курс молодого бойца» и соотносят свои предложения по проекту с заданиями, которые мы им выдали. Также мы побывали на семинаре, который ежегодно организуется Уральским инжиниринговым центром, – я там представлял доклад по хромовому проекту. Первые результаты работы уже оформлены документально.
– Смогут ли магистранты трудоустроиться на предприятие-партнёр?
– Ребята смогут побывать на производстве и своими глазами увидеть, как по их чертежам изготовили установку хромирования: вот у магистранта в руках изготовленный им чертеж – а вот разработанная им деталь функционирует в узле. Ребятам очень важно это видеть, знать, что их разработки в ближайшем будущем воплотятся в жизнь.
– Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах по проекту?
– Весной планируется научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов, где наши магистранты обязательно примут участие и расскажут о своих наработках. Кроме того, в следующем году в рамках междисциплинарного сотрудничества собираемся провести дополнительный набор в проект магистрантов – физхимиков и металлургов с других кафедр. Планируем взаимодействовать с физиками и химиками Института естественных и точных наук. Сотрудничество планируется активно развивать начиная со следующего года: проект достаточно сложный и трудоемкий, многозадачный. В связи с веером задач организовать междисциплинарность непросто. В рамках междисциплинарного взаимодействия предстоит работа с профессорско-преподавательским составом других кафедр, так как нам придется ставить цели и задачи их студентам.
Общая цель проекта к 2020 году – разработка участка хромирования на площадях Уральского инжинирингового центра, что включает три разные установки для нанесения твердохромовых покрытий на заготовки различные как по диаметру, так и по длине.
Так как собственно проектное обучение у нас осуществляется уже на этапе второго года реализации проекта, наши студенты будут работать по первой и второй установкам, подключаясь к разработке конструкторской документации по ним. Финальная цель к 2020 году – проработка всего участка. И она непременно будет достигнута.