Четверг, 21 Ноября 2024

Арктический автобус – едем на Крайний Север

Понедельник, 26 декабря 2022 00:00   Надежда ЮШИНА
Арктический автобус – едем на Крайний Север Фото Надежды ЮШИНОЙ

Среди значимых успехов, которых ЮУрГУ добился в этом году, – участие в создании опытного образца арктического автобуса. Над проектом вуз работает вместе с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана и автомобильным заводом «УРАЛ».

В ходе пресс-конференции и экскурсии по заводу участники проекта рассказали, что представляет собой машина и когда стоит ожидать ее внедрения в производство.

Как объяснил конструктор арктического автобуса, начальник отдела полноприводных автомобилей Инженерного центра АЗ «Урал» Аркадий Мальцев, сейчас рассматривается макетный образец № 2. Он не последний: конструкцию продолжат совершенствовать.

– Отличие арктического автобуса от других машин, которые сегодня выпускает завод, в том, что существенно доработана конструкция кузова-фургона в плане его утепления и повышения потребительских характеристик, – пояснил Аркадий Владимирович. – На автомобиле установлены широкопрофильные шины низкого давления, что обеспечивает высокую и более плавную проходимость по слабонесущим грунтам, по снегу. В условиях Крайнего Севера это очень важно: не только чтобы не забуксовать, не застрять, но и чтобы не повреждать растительный слой, который здесь восстанавливается несколько десятков лет.

Прежде всего, арктический автобус предназначен для перевозки людей в труднодоступных районах. В дальнейшем в нем будет реализован ряд технических решений, направленных на улучшение теплотехники и потребительских свойств. Для такого автомобиля главное условие выживания – работающий двигатель. Кроме того, конструкцией предусмотрена возможность обогревать людей в кузове-фургоне с помощью независимых отопителей. Это смешанная система. С учетом установки топливного бака вместимостью 500 литров, при полном баке автомобиль может обеспечивать тепловой режим в течение трех-четырех дней.

Когда рассматривалась проблема освоения Арктики, выяснилось, что нужно разработать специализированное транспортное средство. У АЗ «Урал» в серийном или мелкосерийном производстве были автомобили, которые дорабатывались до эксплуатации при температуре –55 С. Поэтому, считают представители завода, заказчики обратились именно к ним, а они пошли к вузу, с которым давным-давно сотрудничают.

– Мы благодарны нашему индустриальному партнеру, который привлек нас к этому проекту совместно с МГТУ имени Баумана для разработки конструкторской документации. Они делают свою часть работы, мы – свою. Задействованы наши молодые специалисты, ученые, – отметил директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ РамильЗакиров. – Мы ориентируем наших специалистов на предметный подбор таких технологий, чтобы предприятие могло выпускать качественные машины, востребованные на рынке. Разработка арктического автобуса стала для нас новым вызовом. Задача нетривиальная, позволяющая наработать компетенции.

Директор АЗ «Урал» по развитию Александр Ведерников рассказал, как осуществляется на заводе серийное производство и какие испытания обычно проходят автомобили в полевых условиях. При этом он добавил, что арктический автобус – условное наименование, подразумевающее кузов-фургон для размещения медицинских объектов, для перевозки школьников к местам обучения; это сильные тягачи.

Генеральный директор АЗ «Урал» Павел Яковлев подчеркнул, что в наступающем году нужно провести окончательные испытания, всё доработать, а в 2024-м – подготовиться к выпуску новинки. Правительством РФ поставлена задача наладить серийное производство в 2025 году.

– Такие машины необходимы на всей полярной территории России. Здесь не только живут люди, но и находятся залежи полезных ископаемых, которые нужно добывать. Есть потребность в перевозке грузов, – сказал Павел Александрович.

Он также добавил, что чем больше студентов и аспирантов ЮУрГУ будут привлечены к этой работе, тем лучше удастся оценить их профессионализм.

Директор Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ Сергей Таран отметил, что необходимо из всего существующего на сегодняшний день многообразия технических решений, даже в непрофильных отраслях, выбрать и применить нужное в автомобилестроении.

– Тут необходим симбиоз подходов и решений, которые не каждый додумался использовать здесь. Нужно обеспечить максимальный комфорт водителю и пассажирам, выживание машины в критических условиях. Наша задача: разработать, спроектировать, просчитать работу всех систем и механизмов, добавить дополнительные устройства и функции, которые обеспечат, в первую очередь, надежность, работоспособность при низких температурах. Тут комплекс работ как на уровне изобретений, так и на уровне переосмысления всего, что придумано до нас, но не реализовано в данной технике, – пояснил Сергей Михайлович.

Заместитель министра образования и науки Челябинской области Виталий Литке отметил, что благодаря связке компетенций вузов и промышленного партнера решается множество важнейших задач.

– Молодежь развивает компетенции на практике, готовится кадровая смена для предприятий. Те, кто участвует в таких работах, становятся инженерами и конструкторами заводов, это очень серьезный проект, который в прикладной плоскости ведет к достижению стратегических задач, – сказал Виталий Владимирович.

Проект является одним из ключевых для Уральского научно-образовательного центра (УМНОЦ). По словам министра, такие проекты имеют потенциал и могут становиться проектами-донорами для реализации новых вариантов развития научных исследований.

Прочитано 2869 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *