Воскресенье, 24 Ноября 2024

Точность – вежливость инженеров

Вторник, 15 августа 2017 00:00   Юлия РУДНЕВА
Точность – вежливость инженеров Фото Олега ИГОШИНА

Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ наращивает темпы инновационных разработок и научный потенциал. В июле ВАК России подтвердил присвоение ученой степени кандидата технических наук начальнику отдела расчетов и испытаний ЦКИ Олегу Кудрявцеву. Он рассказывает о робототехнике высокой точности, о современных материалах и искусстве держать удар, о секретах успешного тайм-менеджмента и метеорите, приносящем удачу.

– Что повлияло на ваш выбор жизненного пути?

– В апреле 2007 года я пришел в ЮУрГУ на день открытых дверей. Меня очень вдохновили посещение кафедры динамики и прочности машин и рассказ возглавлявшего ее в то время Александра Олеговича Чернявского. К тому же ЮУрГУ для нас – семейный вуз, его окончили мои родители. Я решил учиться здесь.

Защиту диплома назначили на 15 февраля 2013 года – и как раз упал метеорит! День этот запомнился навсегда, хотя защищаться в итоге пришлось на неделю позже.

– Как началась ваша карьера?

– После окончания учебы встал вопрос: чем дальше заниматься? В это время в университете начались работы в рамках Постановления Правительства РФ № 218 по проектированию модельного ряда низкопольных энергоэффективных трамваев. Требовались расчетчики, и нашему выпуску предложили: «Оставайтесь в аспирантуре, будете заниматься наукой и нарабатывать опыт!». Пятеро, в том числе я, остались в университете. Так началось мое погружение в науку.

Вместе с научным руководителем Сергеем Борисовичем Сапожниковым мы занимались ударостойкими защитными структурами. Это бронежилеты и каски. В 2014 году выиграли грант Российского научного фонда на разработку ударостойких композитных материалов и конструкций для плавающих бронеавтомобилей. Целью работы было создание плавающего автомобиля из модулей с секциями типа сэндвич-структур с легким заполнителем, обеспечивающими гашение энергии пуль и конструктивную жесткость. Мы подготовили методики расчета элементов, создали модели поведения керамо-композитных материалов при ударе и полную 3D модель автомобиля.

– Как родилась тема диссертации?

– Моя работа посвящена исследованию деформирования и разрушения слоистых керамо-композитных пластин при локальном ударе. Это элемент бронежилета высокого класса защиты, где есть наружный слой – керамические элементы, которые разрушают бронебойный сердечник пули, и композитная подложка, которая улавливает осколки, предотвращая травмы. Такой бронежилет помогает держать удар в самых экстремальных обстоятельствах. Изначально стимулом для написания кандидатской стал именно этот проект. По нему был наработан основной материал диссертационного исследования.

– Чем вы сегодня занимаетесь в Центре компьютерного инжиниринга?

– Реализацией Федеральной целевой программы по проекту «Разработка системы блокировки дифференциалов». Также в рамках Постановления Правительства РФ № 218 совместно с КАМАЗом разрабатываем модельный ряд гипоидных мостов для грузовиков и автобусов. Кроме того, ведем совместные исследования с предприятием «ДСТ-Урал», которое занимается бульдозерами и другой строительной техникой. Центр компьютерного инжиниринга в партнерстве с этой челябинской компанией выиграл крупный, рассчитанный на три года проект по Постановлению Правительства № 218 – он предполагает вывод на рынок высокотехнологичной продукции для отечественных машиностроительных предприятий, которые занимаются сборкой крупногабаритных изделий. В рамках этого проекта разрабатываем роботизированный комплекс.

– Расскажите об этом подробнее.

– Это, конечно, не роботы, известные нам по фантастическим фильмам (улыбается). Это массивная конструкция, по которой движется горизонтальная балка. К ней прикреплена вертикальная конструкция, на которой и расположен робот-манипулятор с рабочим инструментом. Это может быть краскопульт, сварочный электрод, плазмотрон для плазменной резки – всё, что нужно для сборочного цеха. Чтобы обеспечить точность действий манипулятора, конструкция должна быть жесткой. Необходимо устранить любые колебания, так как вибрация может негативно сказаться на точности. В нашем проекте заявлена точность позиционирования две десятых миллиметра – это высокий показатель. В задачи ЦКИ входит обеспечение высокой точности изготовления всех деталей. Длина портального модуля может достигать двадцати четырех, а ширина и высота – четырех метров. В этом большом пространстве надо очень точно позиционировать действия робота-манипулятора. Мы отвечаем за технологию изготовления, программирование робота, подбор приводов, всю силовую электронику.

– Как вам удается всё успевать?

– Я давно понял, что любой результат требует серьезных усилий. И чем больше их прилагается, тем быстрее и лучше отдача. В этом плане я согласен с научным руководителем ЦКИ Андреем Владимировичем Келлером, который говорит: «Заниматься наукой нужно каждый день, хотя бы понемножку – и тогда всё получится!». Когда мы учились, каждые выходные уходили на домашние задания по матанализу, термеху, сопромату. Это основа хорошего технического образования, которая мне сейчас очень помогает в работе. Я уверен: если хочешь чего-то добиться, нужно полностью посвящать себя любимому делу. Только тогда можно рассчитывать на результат.

– Есть ли у вас хобби? Или всё время отнимает наука, работа?

– Мы с женой любим кататься на велосипедах, зимой ходим на беговых лыжах.

Прочитано 2647 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *