Воскресенье, 24 Ноября 2024

Иван-Дизель: его моторы, школа, ученики

Четверг, 21 января 2016 00:00   Борис ШАРОГЛАЗОВ, профессор кафедры ДВС

18 января исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося отечественного конструктора двигателей для машин специального назначения Ивана Яковлевича Трашутина (1906–1986) – легендарного Ивана-Дизеля. Долгое время, даже для относительно узкого круга специалистов, его имя оставалось малоизвестным.

Ныне оно прославлено не только в Уральском промышленном регионе – «опорном крае державы», но и далеко за его пределами – во всей России, странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, где проектируют, производят и эксплуатируют машины, приводимые в движение ДВС. Лишь в послевоенные годы, когда снизилась степень закрытости работ, которые выполняло КБ Ивана Яковлевича, стало известно, кому отечественный инженерно-технический фольклор присвоил своего рода почетное звание «Иван-Дизель». Имя это рождено в Челябинске, в цехах Танкограда, куда в самом начале Великой Отечественной были эвакуированы завод и отдел (конструкторское бюро двигателей специального назначения), в котором трудился Конструктор. В звании этом отражена и биография конструктора, и направление деятельности, которому он себя посвятил.

Фольклорное «Иван» значит «выходец из гущи народа, простой человек, работы не боящийся». «Дизель» – потому что жизнь его связана с созданием очень нужных стране машин – дизелей.

Работы по созданию двигателей велись на основе довоенных решений Правительства Советского Союза. С выполнением этих решений в 1935–1939 годах была непосредственно связана деятельность специально организованных конструкторских и производственных коллективов, в том числе завода № 75 в Харькове. Ядро одного из таких коллективов составили в частности Я.Е. Вихман, Т.П. Чупахин, И.Я. Трашутин, К.Ф. Челпан, И.Л. Сквирский. Харьковские конструкторы решили поставленную Правительством задачу: был создан и подготовлен к серийному производству двигатель БД-2 для специальных наземных машин и быстроходных катеров, ставший родоначальником семейства массово распространённых сегодня дизелей В-2. Двигатель пошел в серию. Но грянула война.

Все службы завода, связанные с подготовкой и производством дизелей, в том числе конструкторское бюро (СКБ-75), эвакуировали в Челябинск – Танкоград. Здесь И.Я. Трашутин был назначен руководителем (главным конструктором) СКБ. Началась сложная, напряжённая работа по организации производства и совершенствованию конструкции дизелей, их агрегатов и механизмов, для машин, которых ждал фронт. Требовались хорошо обученные кадры рабочих, инженеров, технологов.

В ноябре 1943-го Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об организации в Челябинске механико-машиностроительного института (ЧММИ) – и уже месяц спустя 14 преподавателей и 80 студентов начали работать и учиться. Специальность «Двигатели внутреннего сгорания» стала одной из первых в новом вузе. И.Я. Трашутин, как руководитель КБ по двигателям специального назначения, имел непосредственное отношение к решению задачи по обеспечению дизельного производства кадрами. Роль и значимость его интересов в организации вуза хорошо описаны в посвящённых столетию со дня рождения Главного конструктора танковых дизелей докладах и статьях ректора ЮУрГУ А.Л. Шестакова и президента университета Г.П. Вяткина, опубликованных в сборнике трудов Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения» в 2006 году.

Практические и лабораторные занятия со студентами ЧММИ проходили в цехах и мастерских Челябинского тракторного завода. Многие из специалистов ЧТЗ, в том числе и сотрудники КБ Трашутина, принимали участие в организации учебного процесса. Одним из них был В.М. Пискунов, в 1948 году защитивший кандидатскую диссертацию по топливоподающим форсункам автотракторных двигателей, с 1949-го по 1954 год исполнявший обязанности заведующего, а с 1954-го по 1960-й заведовавший кафедрой ДВС. Среди сотрудников КБ, принимавших участие в организации подготовки специалистов по двигателям внутреннего сгорания (чтение лекций, проведение практических и лабораторных работ, организация производственных практик, курсового и дипломного проектирования, консультирование по отдельным разделам курсов) могут быть названы А.К. Башкин, П.И. Степанов, М.И. Цапкин, В.С. Морозова, В.Д. Рагульский…

Несмотря на колоссальную занятость текущими проблемами производства и совершенствования дизелей, их узлов и механизмов, Иван Яковлевич неизменно держал под контролем вопросы подготовки и совершенствования кадрового состава своего КБ. Один из ярких тому примеров – история В.С. Морозовой, ныне доктора технических наук, профессора кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта». Окончив ЧПИ по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», Вера Сергеевна получила распределение на ЧТЗ и была направлена для работы в КБ Трашутина. Ей поручили задачи, связанные с вопросами совершенствования топливоподающей аппаратуры дизелей (через некоторое время Вера Сергеевна стала руководителем лаборатории топливных систем). Возникший интерес к особенностям быстротечных процессов, характерных для дизельных топливоподающих систем, пробудил стремление к повышению научной квалификации. Морозова поступила в аспирантуру Центрального научно-исследовательского института топливной аппаратуры (ЦНИТА) – и очень беспокоилась: не будет ли Главный недоволен тем, что она в связи с учёбой отвлекается от решения производственных вопросов? Но Иван Яковлевич, напротив, доброжелательно отнёсся к принятому ею решению и постоянно, пока Вера Сергеевна училась и готовилась к защите диссертации, оказывал ей поддержку и помогал, если возникали сложности.

Главный конструктор был жёстким, когда возникала необходимость быстрого исполнения назревших решений, и доброжелательным к тем, кто проявлял стремление повысить уровень компетентности, улучшить схему механизма, предотвратить возможность дефекта. Но неизменно оставался объективным.

Костяк СКБ Трашутина составили харьковчане – те, кто прибыл вместе с ним в Танкоград в период эвакуации. Пополнение КБ новыми сотрудниками стало реально возможным только после войны, когда на предприятие стали прибывать выпускники ЧММИ и других вузов, начавших или возобновивших работу. Много внимания уделялось квалификационному росту молодых специалистов (особенно окончивших дневное отделение). Их знания шлифовали наставники – ближайшие помощники Трашутина: В.И. Бутов, В.Я. Ласюченко, В.И. Олейников, С.М. Музикус.

Усилия шефов дали достойные результаты: многие из выпускников ЧПИ (ЮУрГУ), и в частности кафедры ДВС, руководили и руководят коллективами групп, конструкторских бюро, отделов и служб, в том числе и созданного Трашутиным КБ – ныне головного конструкторского бюро по специальным дизелям (ГСКБ «Трансдизель»): В.И. Гордеев и В.С. Мурзин в свое время занимали пост главного конструктора, начальника ГСКБ, Б.А. Мурдасов и В.В. Егоров – заместителя главного конструктора ГСКБ; М.А. Старунский ныне руководит этим СКБ. Значительный вклад в результаты работ соответствующих служб и отделов ГСКБ внесли А.К. Бондаренко, В.С. Егоров, В.А. Морозов, В.А. Горшков, С.С. Садовский, М.П. Домнышев, Г.Н. Терентьев, П.Н. Грабец и многие другие.

Решая важные производственные задачи, с которыми ежедневно, точнее сказать, ежечасно, была связана деятельность руководимого им КБ, Главный не забывал, что будущие творцы машин, продолжатели того, что начато им и его соратниками, ещё осваивают азы проектирования и расчётов в вузах. Трашутин твёрдо знал: кадры решают всё. А кадры нужно готовить. И потому Иван Яковлевич неустанно поддерживал и укреплял творческие связи с высшими учебными заведениями, в частности с ЧПИ (ЮУрГУ). Изыскивал возможности устроить студентов на практику на оплачиваемые рабочие места предприятия, организовать совместное (к примеру, с кафедрой ДВС ЧПИ) проведение научно-исследовательских работ по договорной тематике.

При его поддержке кафедра ДВС проводила НИР по ограничению тепловой и механической напряжённости форсированных наддувом дизелей специальных машин, совершенствованию процессов топливоподачи, исследованию проблем, возникающих при форсировании дизелей по величине среднего эффективного давления цикла до уровня 2–2,5 МПа – подобные цифры в те времена даже в зарубежной литературе не упоминались! При содействии Трашутина при кафедре была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория, в деятельности которой активное участие принимала студенческая молодежь.

КБ по двигателям для специальных машин – до недавних пор единственное в стране – Иван Яковлевич возглавлял более сорока лет. Уходя на заслуженный отдых в декабре 1981 года, Главный оставил преемнику высокоорганизованное конструкторское предприятие, способное решать задачи по совершенствованию и созданию новых специальных машин (дизелей) для оборонных и общехозяйственных нужд страны; слаженную команду специалистов, способную продолжить и приумножить его начинания и свершения. Эстафету принял ближайший сподвижник и ученик Трашутина В.И. Бутов, назначенный с декабря 1981-го Генеральным конструктором ГСКБ «Трансдизель». Его заместителями стали В.Я. Ласюченко, В.Я. Олейников, С.М. Музикус, В.С. Фёдоров, выпускники ЧПИ (ЮУрГУ) Б.А. Мурдасов, Ю.Р. Овсяников, В.А. Бешкарев.

Дело, которому посвятил себя И.Я. Трашутин, живёт. Массово выпускаются дизели В-92С2 – представители обширного семейства двигателей типа В-2, с работы над которыми начиналась творческая деятельность Ивана Яковлевича. Выпускаются, совершенствуются и уже широко используются на боевых машинах десанта дизели типа 2В. Ведутся работы по созданию новых двигателей общехозяйственного назначения. Отдельно стоит упомянуть о дизеле В-92С2, предназначенном для установки на танк Т-90С: по технико-экономическим показателям (масса, габаритная мощность, экономичность, приспособляемость к нагрузке, надёжность) он превосходит многие зарубежные образцы и по праву может быть назван шедевром отечественного и мирового дизелестроения.

В те времена, когда жил и работал Иван Яковлевич Трашутин, труд считался делом чести, славы и доблести. Иван-Дизель работал не ради славы – но слава пришла к нему. Его самоотверженный труд во имя безопасности и процветания Родины, его огромный вклад в достижение общих целей отмечены двумя золотыми звездами Героя Социалистического Труда и другими наградами Отечества.

Прочитано 4428 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]
Также в этой рубрике: Энергопрорыв Большая химия

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *