– Молодое поколение знает о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов по учебникам, книгам, документальным и художественным фильмам и, конечно, по снимкам, сделанным любителями и военными фотокорреспондентами, – говорит она. – Я видела своего прадеда Николая Григорьевича Чижа только на фотографиях. Но я горжусь, что могу прочитать его воспоминания о войне в книгах, познакомиться с его фотоработами, хранящимися в архивах нашей семьи. Документы, фотографии и видеоматериалы, собранные им, находятся сейчас и в музее Челябинского трубопрокатного завода.
В прошлом году в рамках масштабного регионального социально-патриотического проекта «Огонь Победы» состоялась выставка работ моего прадеда «27 мгновений войны». Звуковым сопровождением этой выставки стали стихотворения нашего земляка Михаила Львова:За фотографии Чижа,
С передового рубежа,
В грядущем станут, может быть,
Музеи золотом платить!..
* * *
Запоздалое стихотворенье
Сочиняю сижу,
Чтобы выразить вновь восхищенье
Николаю Чижу…
* * *
Он фотографом был и разведчиком,
И для тех, и для будущих дней
Наших дел и дорог отметчиком
В фотолетописи своей.
Кем он был оценён и прославлен?
Кем был вовремя он воспет?
Кем на должное место поставлен,
Этот истинный фотопоэт?
Мы с признанием часто запаздываем,
Людям должное не воздаём….
Розы к датам им не заказываем,
С опозданием признаём…
Наша память и мёд, и горечь…
Что ты там, на Урале, молчишь,
Дорогой Николай Григорьевич –
Человек по фамилии Чиж…
На большинстве фотографий Николая Чижа нет сюжетов боевых действий. Чаще на них – бытовые сцены, минуты отдыха перед боем. По снимкам видно, что на войне люди особенно дорожили мирными мгновеньями жизни и верили в скорую победу. Через все невзгоды их вело желание отстоять свой дом, защитить близких; опорой в трудную минуту было крепкое плечо товарища.
Многие потеряли на войне родных, как и Толя Якишев, сын полка, запечатлённый на одной из работ моего прадеда: мальчик, имеющий в свои неполные десять лет орден и гвардейский значок, отступает в неравной борьбе с нападающим на него петухом. Лучше всего этот снимок иллюстрирует стихотворение М. Львова:
Есть у мальчика орден
И гвардейский значок,
Он и храбрый, и гордый –
Юный наш землячок.
И его не пугает
Фронтовой этот ад.
Что же вдруг отступает
Перед «петей» солдат?
Да ведь если вглядеться,
Это что за боец?
Да ведь он ещё в детстве,
Совершенный малец!
Шли и дети России
Вместе с нами в бои,
Были годы такие,
Дорогие мои!
А незадолго до того, как был сделан этот снимок, Николай Григорьевич получил из дома посылку и письмо, успел написать ответ и передать его почтальону. Возвращаясь к машине, он наткнулся на небольшую пушистую елочку, срезал ее. Желающих устроить новогоднюю елку оказалось много. Где-то достали куски целлофана и фольги. Распечатали личные пакеты: из ваты сделали снежинки, а бинты превратили в нитки. Елка получилась на диво. Ее установили на радиаторе машины. На ветвях раскачивались шары, звезды, кубики, а в центре красовалась большая луковица, присланная из дома. Около новогодней красавицы и сфотографировались.
Но самые сильные чувства вызывает снимок и подпись к нему, сделанная рукой моего прадеда, обращенная к жене Николая Григорьевича и его пятилетней дочери. Письма с фронта шли долго. Надеясь, что фотография попадет к семье, жившей в эвакуации в Челябинске, хотя бы к зиме, Николай Григорьевич поздравил жену и дочку с наступающим 1944 годом ещё в октябре.
Фотографии моего прадеда запечатлели настоящих героев, историю 63-й Челябинской добровольческой танковой бригады, строительство Челябинского трубопрокатного завода. Подвиг советского народа остался не только в нашей памяти, но и на старых военных фотографиях моего прадеда, которые многое могут нам рассказать.