Пять лет! Это возраст. Пять лет! Это кусочек жизненного пути. Пять лет! Это калейдоскоп эмоций, встреч, новых друзей, постижений нового и светлого, оформление новых мечтаний и надежд. Пять лет – это жизнь!
Первый юбилей, наверное, у многих ассоциируется с маленьким ребенком, с его первой и важной датой в жизни. Какие они, виновники торжества, в этом возрасте? Это относительно спокойные, временами непослушные, но по большей части покладистые маленькие личности. У них активно проявляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Именно в этот период окончательно оформляется стремление к самостоятельности. Им важно многое делать самим! Наш институт, именно такой и выглядит сегодня именно так.
Мы молоды! Молоды и красивы, а уж как талантливы и покладисты наши студенты, невзирая на возраст (по секрету, некоторым уже 30 с небольшим хвостиком).
Мы талантливы и неугомонны! Мы генерируем идеи, моделируем, с небольшим волнением осваиваем новое и непознанное, но всегда получаем от процесса удовольствие и позитивные эмоции.
Мы самостоятельны! У нас есть собственные направления профессиональной подготовки, разных уровней (опять по секрету, включая аспирантуру!). Мы заботимся о них и создаем им такие же условия для гармоничного развития, как когда-то создавали нам.
Мы открыты сердцем и дружелюбны! Именно поэтому у нас много друзей. Со всех континентов нашей планеты, разного цвета кожи и разной веры – но исповедующих одни принципы: любви, благоразумия, уважения друг к другу, честности и справедливости.
Мы – это наши студенты, преподаватели и сотрудники, наши стражи порядка (вахтеры), всегда радушные служители гардероба и многие, многие другие. Мы – это Институт международного образования Южно-Уральского государственного университета.
ИМО ЮУрГУ – молодое, но стремительно и плодотворно развивающееся структурное подразделение. Основные направления нашей деятельности: реализация программ предвузовской подготовки иностранных граждан с целью последующего поступления в университет, подготовка и знакомство с русским языком как иностранным, подготовка по направлению «Зарубежное регионоведение», совместная российско-американская магистратура, программы академической мобильности и включенного обучения, а также грантовой поддержки, летние школы, профессиональное бюро переводов, локальный центр тестирования по русскому языку.
Свою образовательную деятельность Институт международного образования начал с курсов русского языка, как иностранного. Русский входит в число мировых языков, является одним из рабочих языков ООН. Сегодня он занимает четвертое место по распространенности в мире после английского, китайского и испанского.
В 2012 году в институте организована кафедра «Русский язык как иностранный».
Работа её заключается в обучении иностранных студентов русскому языку как средству общения, обучении русскому языку для получения образования в России, создании, а в современных условиях – транслировании и передаче положительного образа России.
В 2012 году в связи с высокой востребованностью специалистов в области теории и методики преподавания русского языка как иностранного на кафедре открыта магистратура для иностранных граждан по направлению «Филология», специализация «Русский язык как иностранный». В настоящее время на кафедре обучаются около двадцати магистрантов.
В 2013-м Институт международного образования открыл подготовку бакалавров по специальности «Зарубежное регионоведение (Регионоведение. Азиатские исследования)».
Особенности данной программы: расширенная языковая подготовка по двум иностранным языкам (китайский и английский); прохождение учебно-ознакомительной и производственной практики в зарубежных компаниях либо компаниях со смешанной формой собственности; обучение в течение года в зарубежных вузах-партнёрах; подготовка в области экономической теории, мировой и региональной политики, международных отношений, национальных культур и традиций.
Отделение международных образовательных программ осуществляет координацию деятельности подразделений ЮУрГУ по формированию и реализации совместных образовательных программ с зарубежными университетами и образовательными организациями программ двойных дипломов.
В Институте международного образования с 2011 года совместно с Университетом Кларка (США, штат Массачусетс) открыта российско-американская магистратура.
Преимущества данной программы: обучение ориентировано на методы и стиль работы международных компаний, занятия проводят ведущие преподаватели из России и США, обучение в России проходит с интенсивным изучением профессионального английского языка, магистранты имеют возможность прохождения профессиональной стажировки в американской компании. Для тех, кто работает в иностранных и совместных компаниях, такая учеба – это возможность продвинуться по карьерной лестнице, усовершенствовать профессиональные компетенции.
Международная академическая мобильность – глобальное направление образовательной политики любого образовательного учреждения в системе высшего образования. Взаимный обмен студентами, образовательными инициативами, перспективными, конкурентоспособными образовательными программами, построение партнерских связей между университетами – всё это международная академическая мобильность и наша визитная карточка.
Мы предоставляем студентам университета исключительные возможности расширить образовательные горизонты, найти новое, интересное и перспективное поле для интеллектуального роста, становления будущего компетентного специалиста-профессионала.
Международная академическая мобильность представлена спектром программ, наполненных актуальным содержанием.
Программы включенного обучения ИМО предоставляют возможность студентам, обучающимся по основным образовательным программам, часть обучения осуществить за рубежом, в вузе-партнёре ЮУрГУ, с которым подписан договор о сотрудничестве и реализации совместной образовательной программы. Таких договоров заключено много, география вузов-партнеров весьма обширна: от штата Массачусетс в США на западе и до отдельных провинций и городов Китайской Народной Республики на востоке.
Механизм реализации и условия участия – просты. Нестабильный курс национальной валюты рассматриваем как некую переменную или, если хотите, ложку дегтя, от наличия которой мед в бочке быть медом не перестает.
При помощи и под патронажем Института международного образования, по согласованию с деканами факультетов университета, определяется коллектив студентов, желающих, а самое главное, подготовленных к участию в данного рода программах. Следующий этап – согласование и выработка совместного учебного плана. Определяется перечень учебных дисциплин, которые будут прочитаны в вузе-партнёре.
Минимальное время участия в программах включенного обучения – один учебный семестр (до полугода), максимальное – учебный год (до десяти месяцев). По истечении этого срока студентам выдается сертификат, который служит основанием для перезачета освоенных и сданных дисциплин. Обучение ведется на английском языке. Из этого следует необходимость владеть им на уровне выше среднего!
У студентов, участвующих в таких программах, есть блестящий шанс познакомиться с другой страной, завязать дружеские связи со студентами зарубежного вуза, увидеть будущую специальность через призму международного опыта и возможностей реализации знаний, усовершенствовать коммуникативные навыки в языковой среде и просто лучше узнать жизнь.
Программа грантовой поддержки студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и сотрудников университета – это просто бочка меда! Здесь нет ни одного отрицательного момента, кроме одного – нужно победить в отборочном конкурсе и на этапе подачи заявки. Эти инициативы и программы Европейского Союза дают возможность пройти подготовку по основной специальности в европейском вузе-партнёре. Для участия нужно подать заявку, собрать и отослать в выбранный вуз необходимые документы и… ждать! Положительного решения и получения стипендии, размер которой может варьироваться от 1000 до 2500 евро в месяц. Курс национальной валюты в данной программе вам только на руку. На наш взгляд, это просто здорово!
Преимущества очевидны: у будущего специалиста появляется исключительный шанс построить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Сам спланировал, сам реализовал, сам гордишься!
Совместные образовательные программы (программы двойных дипломов) предоставляют студентам-магистрантам уникальную возможность получить диплом и университета, и европейского вуза-партнёра. Основа для реализации данных программ – объединение учебных планов двух и более вузов-партнеров в соответствии с федеральными государственными стандартами стран – участниц академического сотрудничества, способ осуществления которого весьма привлекателен для отдельно взятого студента. Выбрав стратегически важное, наукоемкое направление взаимодействия, актуальную и перспективную образовательную программу магистратуры, вузы начинают кропотливую работу по учету особенностей учебного плана. В результате рождается новый продукт, со своими особенностями и перспективами. Поступая в магистратуру ЮУрГУ, студент первый год обучения осваивает материал в родном университете, на русском языке; на второй год «грызть гранит науки» предстоит за границей, в вузе-партнёре – на английском. Тему дипломной работы будущий магистр согласовывает с руководителем в России и за рубежом, а процедуру защиты может проходить либо дважды, то есть в каждом из вузов-партнёров, либо по согласованию в одном из них.
Требования к участникам программы – желание и способности к профессиональному образованию и наличие развитой коммуникативной компетентности.
Летние языковые школы, учебная практика в зарубежных вузах, профильные школы – это замечательная возможность для студентов повысить уровень владения иностранным языком, завести новых друзей, как следует отдохнуть, зарядиться энергией солнца и узнать много полезной информации.
И если задача одних школ – предоставить базу максимально возможной языковой практики, то для других важно, помимо языковых практик, тренингов, стажировок, дать актуальную, новую информацию по будущей специальности. Формы работы разнообразные: спецкурсы, научные конференции, симпозиумы, бриджи, встречи с иностранными студентами.
Калейдоскоп программ международной академической мобильности настолько красочен и разнообразен, что в состоянии удовлетворить желания и мечты любого, даже самого искушенного студента в том, что касается образования.
Дело за малым: личное желание, владение иностранным языком, и желательно – не одним, финансовые возможности (за новостями мы тоже следим!) – и тогда образовательный горизонт станет намного шире.