Первый «десант» выпускников кафедры двигателей внутреннего сгорания (ДВС) АТ факультета «высадился» на завод в 1971 году: кроме Анатолия Подопросветова, туда были распределены Владимир Маслов, Василий Кнельц, Виктор Кичатый, Владимир Рысьев.
Инженерный костяк завода в то время составляли в основном выпускники МВТУ имени Н.Э. Баумана. Для решения новых задач требовались молодые квалифицированные кадры. Наши выпускники подоспели вовремя и в условиях конкуренции с москвичами внесли весомый вклад в развитие предприятия.
В начале 1970-х построен пассажирский тепловоз ТЭП70 мощностью 4000 лошадиных сил в одной секции. В 1975–1977 годах изготовлены два опытных образца пассажирского тепловоза ТЭП75 мощностью 6000 лошадиных сил в одной секции, а в 1988–1989-м появились опытные восьмиосные тепловозы ТЭП80 такой же мощности в одной секции и оригинальной конструкцией четырехосной тележки. В 1993 году во время опытных поездок тепловоза ТЭП80 впервые в мировой практике достигнута скорость 271 километр в час.
В период экономического кризиса в 1990-х годах работа над новой техникой на заводе не останавливалась. В соответствии с Федеральной программой «Разработка и производство пассажирского состава нового поколения на предприятиях России» в 1997-м заводом изготовлены два опытных образца пассажирского электровоза переменного тока ЭП200 мощностью 8000 киловатт и скоростью 200 километров в час – первые пассажирские скоростные электровозы отечественного производства.
Постоянное внедрение новых технических решений в конструкцию деталей обеспечивает современные параметры по ресурсу, надежности, расходу топлива и масла, не уступающие лучшим образцам мировых ведущих дизелестроительных фирм, а по ряду показателей и превосходящие их. Об этом свидетельствуют проходившие в конце 1990-х сравнительные испытания коломенских дизелей с дизелями «Мак-Крупп» и «Катерпиллер» на однотипных тепловозах в Германии. Испытания подтвердили высокую надежность коломенских дизелей, топливную экономичность, простоту технического обслуживания и ремонта. В результате «Немецкие железные дороги» предпочли коломенские двигатели Д49 для модернизации своего тепловозного парка. В 2000 году в ОАО «Коломенский завод» освоено производство блочно-транспортабельных электростанций.
Сегодня ОАО «Коломенский завод» – современное машиностроительное предприятие, единственный в России и СНГ производитель магистральных пассажирских тепловозов. Кроме того, завод выпускает дизельные двигатели различных модификаций, блочно-транспортабельные электростанции и запчасти к ним, а также проводит гарантийное и послегарантийное обслуживание выпускаемых изделий.
В 2002 году специалистами ОАО «Коломенский завод» разработан и построен современный пассажирский тепловоз ТЭП70БС мощностью 4000 лошадиных сил, с энергоснабжением вагонов поезда. ТЭП70БС имеет модульную конструкцию, на нем установлены более экономичный дизель типа Д49, современная микропроцессорная система управления и диагностики, блоки очистки воздуха оригинальной конструкции, внедрен ряд других усовершенствований. Конструкцию этого тепловоза завод принял в качестве базовой для создания унифицированного ряда локомотивов, куда вошли кроме ТЭП70БС модернизированный тепловоз ТЭП70 и грузовой двухсекционный тепловоз 2ТЭ70 мощностью 8160 лошадиных сил для вождения тяжеловесных поездов, первый опытный образец которого построен в 2004 году. Первый магистральный электровоз постоянного тока ЭП2К мощностью 4800 киловатт в секции с конструкционной скоростью 160 километров в час изготовлен в декабре 2005 года. Серийное производство начато с января 2011-го.
На заводе реализуются новые перспективные проекты в области дизелестроения. Изготовлена принципиально новая дизель-электрическая аварийная станция – полностью автоматизированная энергетическая установка, предназначенная для аварийного энергоснабжения, в том числе для атомных электростанций. Первые четыре ДГУ мощностью 6200 киловатт, второго класса безопасности изготовлены для АЭС «Бушер-1» в Иране. Возобновлены работы по созданию энергетических установок для военно-морского флота. Создан типоразмерный ряд дизелей новой размерности, что продиктовано требованиями стратегического развития отраслей экономики России. Современный четырёхтактный, комбинированный двигатель внутреннего сгорания Д500 размерностью 26,5/31 с V-образным расположением цилиндров (12, 16, 20), с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха, предназначен для широкого ряда промышленных изделий нового поколения: тепловозов, кораблей, атомных электростанций. В зависимости от числа цилиндров двигатели охватывают диапазон мощностей от 2000 до 7360 киловатт (2720–10 000 лошадиных сил), образуя типоразмерные ряды, в которых объединены унифицированные по конструкции модификации, отличающихся, в частности, числом цилиндров, уровнем форсирования, комплектацией.
В разработку всех этих изделий внесли весомый вклад специалисты, подготовленные ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ. Высокий технологический уровень продукции предприятия подтверждается неоднократным присуждением Государственных премий, государственных и отраслевых наград работникам завода, в том числе выпускникам АТ факультета, за создание новой техники и освоение серийного выпуска новой продукции. Так, главный конструктор по локомотивостроению Анатолий Васильевич Подопросветов, под чьим руководством разработаны тепловозы ТЭП70БС, ТЭП80 и 2ТЭ70, электровозы ЭП200 и ЭП2К, дизель-генераторные установки ДГУ3200 и ДГУ4000, стал лауреатом Государственной премии РФ, заслуженным машиностроителем РФ, кавалером ордена Дружбы РФ. Главный инженер предприятия Владимир Васильевич Маслов – руководитель и участник изготовления и испытаний всех основных локомотивов и дизель-генераторов завода – удостоен звания заслуженного машиностроителя РФ, награжден орденом Почета РФ. Заместитель главного конструктора по машиностроению, кандидат технических наук Василий Фёдорович Кнельц, который занимался созданием турбоагрегатов наддува, дизель-дизельных спаренных агрегатов мощностью 1200 лошадиных сил, дизель-генераторов для ВМФ России, стал заслуженным изобретателем СССР. Начальнику КБ перспективного проектирования Виктору Николаевичу Кичатому, принимавшему активное участие в создании и доводке, в частности, дизелей 16Д49, 10Д49,12Д49М, Д500, присвоено звание «Почетный железнодорожник». Начальник отдела приводов и редукторов УГК, начальник бюро пультов и щитов управления тепловозов и электровозов Владимир Михайлович Рысьев, который участвовал в изготовлении электровоза ЭП200, тепловозов ТЭП70БС и 2ТЭ70, электростанций ЭД2, ЭГД2, ЭГД7, награжден золотой медалью ВДНХ СССР.
Выпускники АТ оправдали надежды наставников и с честью несут высокое звание инженера – выпускника ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ. Они – гордость факультета и гордость вуза.
Более подробную информацию о наших выпускниках можно найти в книгах: «Российские изобретатели ХХI века» В. Гугнина, «Автотракторный факультет: энциклопедия» и «Мы – с Автотракторного факультета…» В.А. Путина, Ю.В. Рождественского и А.П. Моисеева, монографии «Конструктор танковых дизелей И.Я. Трашутин. Уральская школа двигателестроения» В.А. Путина, В.Н. Бондаря, Ю.В. Рождественского и Б.А. Шароглазова.