«Фильм устарел». Если посмотреть на адаптацию старого кино с этой стороны, то всё очевидно. Люди развиваются, социум растет, некоторые проблемы постепенно уходят на второй план, а во главу угла ставятся иные ценности. И молодым очень сложно понять старое кино, не зная реалий той эпохи. Например, я не застал время, когда полки магазинов были пусты, и увидев такой момент в советском фильме, не пойму его важности, в отличие от моих родителей. А если подобная проблема лежит в основе сюжета, есть риск, что я без должных объяснений не пойму картину в целом. Пример пусть и утрирован, но в целом довольно точен. Тому, кто не бывал в подобной ситуации, становится сложно ассоциировать себя с героем. Потому если взять основную идею и адаптировать ее под современные реалии, получится «поймать» интерес молодежной аудитории. Но сделать это очень трудно, и зачастую в погоне за «новизной» теряют шарм оригинала.
«Можно сделать лучше». Киноискусство растет и развивается. Появляются новые приемы и способы, сделать фильм лучше и понятнее. За примером обратимся к эпохе немого кино. Когда в фильмах на постоянной основе стали использовать звук, очень многие картины пересняли. Стали ли они от этого хуже? Очень сомневаюсь. В современном мире дела обстоят немного сложнее. Один из современных трендов – это 3D. И переснимать фильмы из-за этого точно не стоит. Почему? Потому что мы это видели. Да и фильмы не переснимают, а скорее накладывают эффект. Так что получается то же самое кино, без единого нового кадра. Также улучшение может касаться не только технического плана, но и главной идеи фильма. Возможно, в оригинале что-то недотянули или посыл устарел сам по себе. А может, нужна другая концовка, которая изменит фильм в глазах аудитории, сделает его более глубоким. Или оригинал был плох – но замысел слишком хорош, чтобы быть забытым. И в то же время, если никаких новых идей нет, то даже и пытаться идти на подобный эксперимент не стоит.
«Что-то новое». Если фильм хороший и устареть не успел, стоит ли его переснимать? Можно попробовать. Сохраните изначальный посыл и идею и перенесите действие, например, в другое время или в другое место. В таких случаях можно показать, много ли останется от оригинала в новых реалиях. «Звонок» изначально был японским «ужастиком», но стоило перенести действие в Америку – и фильм изменился из-за разницы менталитетов. Так что идея имеет право на жизнь.
Возвращаясь к изначальному вопросу, нужны ли нам ремейки, отвечу, что – да. Всегда интересно, как изменится фильм, если на него посмотрит другой человек и создаст что-то новое. Но всегда среди переосмыслений есть фильмы-паразиты, которые без оригинала ничего не стоят.