На церемонии открытия соревнований с приветственным словом к собравшимся, большинство которых составляли студенты ЮУрГУ, обратился глава вуза Александр Леонидович Шестаков. Он подчеркнул, что без специальных знаний, которые даёт университет, невозможно создавать конкурентоспособную продукцию в сфере высоких технологий, отметил, что данная отрасль активно развивается, пожелал участникам успехов.
Как обычно, после объявления темы создатели игр разбились на команды и приступили к работе в специально отведённых аудиториях. Задача – за 48 часов сделать абсолютно новую компьютерную игру. При этом можно пользоваться советами менторов из числа организаторов. Конечно, для создания игры нужны те, кто придумает сюжет, правила, нарисует персонажей и окружающий их мир, напишет музыку. Но самое главное – в каждой команде должен быть программист, умеющий «оживлять» виртуальную реальность. Вот здесь-то студенты применяли знания, полученные в вузе, в том числе на факультете вычислительной математики и информатики (ВМИ), который теперь входит в состав ВШЭиКН. Кстати, именно здесь появилась первая в стране магистратура по компьютерным играм.
Соревнования интересны и полезны, поскольку позволяют участникам пробовать силы на практике, учиться работать в команде. Важна для ЮУрГУ, ВШЭиКН и студентов и связь с работодателями: спонсорами и организаторами состязаний выступают крупнейшие IT-компании мира, в том числе Facebook, Google, Intel. Спонсорами мероприятия в ЮУрГУ стали известные фирмы Orange Apps, Napoleon IT, AppBit, Caravan Games, СКБ «Контур», Defold Team, а также Лаборатория системных технологий. Они приглашают студентов на практику, стажировки, а тех, кто себя хорошо зарекомендовал, – на работу.
Главной темой нынешнего конкурса объявлена волна. А волны, как известно, бывают разные. Поэтому игры создавались на самые разнообразные сюжеты. В одной (Fan's wave) рок-музыкант катается на волнах славы подобно сёрфингисту. В другой (Viking against Waves) бравый, но недалёкий викинг в одиночку пытается спасти деревню от наводнения и с мечом в руке сражается с наступающими волнами. В игре Zinkar.io с помощью магнитных волн нужно притягивать полезные предметы и отталкивать вредоносные. В игру HL3 играть можно на смартфоне, направляя одной рукой полёт летучей мыши – она носится в темноте, а чтобы не натыкаться на препятствия, использует данный природой ультразвуковой эхолокатор. В игре AAARGH игрок сам испускает звуковые волны, отпугивая воплями динозавров. Если играть, надев специальные очки, ощущения весьма реалистичные. Челябинский метеорит продолжает будоражить умы: в игре Avoid Water после падения небесного пришельца персонажу приходится спасаться от воды, которая вот-вот зальёт подземный бункер, где он укрылся. Году экологии в России посвящена игра Party Fish: в ней рыба, живущая в грязной речке, поедает мусор.
…С вечера 20 по середину дня 22 января участники (по большей части студенты и выпускники ВШЭиКН) делали игры. В основном работали командами. Над игрой Waves and Winds («Волны и ветра»), где нужно провести к месту назначения нагруженные золотом парусники, трудились всего двое: программист, выпускник магистратуры ВМИ Денис Батаев и художница, студентка Архитектурно-строительного института Майя Нурова. Кое-кто ухитрился справиться и в одиночку – например, второкурсник ВШЭиКН Владимир Кузнецов, автор игры Green Wave («Зелёная волна»), где игрок должен управлять автомобилем так, чтобы постоянно ехать на «зелёный», обгоняя других, более медлительных участников дорожного движения.
48 часов напряжённой работы – и вот, наконец, финал. Разумеется, все устали. Но результат стоит затраченных усилий. Что особенно радует, практически все игры получились завершёнными, работающими без особых накладок – и интересными. Значит, растёт мастерство, участники настойчиво овладевают знаниями и не перестают это демонстрировать: для кого-то нынешний Global Game Jam уже второй или третий, а для кого-то – четвёртый! Всего на суд жюри представлено больше двух десятков только что созданных компьютерных игр, поэтому на презентацию каждой отводилось лишь пять минут. Затем эксперты, как всегда, удалились на совещание – в это время в неформальной обстановке можно было подробнее расспросить авторов о созданных ими продуктах, обсудить, поиграть, поделиться впечатлениями.
И вот, наконец, лучшие игры выбраны – их авторам вручили призы. В завершение – коллективное фото на память. Что ж, пожелаем всем разработчикам создавать новые, добрые, замечательные, интересные игры! Успехов! До встречи на Global Game Jam в следующем году!