Первым синестезию описал немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 году – в его исследованиях участвовали 73 синестета.
Ученые выделяют несколько разновидностей синестезии. В числе наиболее распространенных – музыкально-цветовая, то есть восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн; графемно-цветовая – появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр; фонемно-цветовая – связь звучания человеческой речи с разными цветами; фонемно-вкусовая – когда звучание отдельных слов вызывает вкусовые ассоциации.
Среди синестетов много известных людей – в основном, посвятивших жизнь литературе и искусству. Например, художник Дэвид Хокни воспринимает музыку в цвете, форме и расположении в пространстве и использует эти ощущения, когда рисует декорации для оперы. Русский живописец Василий Кандинский сочетал четыре ощущения: цвет, слух, осязание и запах. Владимир Набоков описывал свою графемо-цветовую синестезию в автобиографии «Память, говори» и наделил ею своих персонажей. Синестезией обладали композиторы Дюк Эллингтон, Николай Римский-Корсаков и Оливье Мессиан. Физик Ричард Фейнман в автобиографии «Какое тебе дело до того, что думают другие?» описывает цветные уравнения.
Чтобы подробнее разобраться в сути синестезии, мы, под руководством психолога Натальи Нохриной, провели эксперимент. В нем участвовали синестетик Елена Еремина и скептик Яна Заблоцкая. Девушкам назвали десять сочетаний цифр и букв и предложили не задумываясь сказать, с каким цветом они ассоциируются. Затем эти же сочетания предложили охарактеризовать каждой участнице порознь. Нужно было определить, сколько раз ассоциации совпадут у каждой испытуемой.
Оказалось что у синестетика Елены девять совпадений из десяти, в то время как у скептика Яны всего три. Чем это объяснить? Реальными особенностями восприятия – или самовнушением? Во всяком случае, если вы заметили у себя такую необычную способность, почему бы не попробовать ее развить? Это наверняка поможет вам раскрыть свое творческое начало.