Новая экранизация классической повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» – один из лучших современных фильмов о Великой Отечественной войне.
Картину ждали с нетерпением многие зрители, для кого-то она была новой историей времен войны, для кого-то дубликатом экранизации 1972 года.
Но получилось ли у Рената Давлетьярова сохранить тот военный дух, который так хотел показать автор повести, и смог ли он повторить, а может, и превзойти сделанное Станиславом Ростоцким?
Прежде чем рассуждать о фильме, вспомним сюжет. Основные события происходят в 1942 году во время Великой Отечественной. К коменданту разъезда, старшине, недовольному поведением солдат (в частности, пьянством и тягой к противоположному полу), присылают девушек-добровольцев, многие из которых только окончили школу.
Пока старшина и девушки приноравливаются друг к другу, одна из зенитчиц замечает в лесу двух немецких диверсантов с взрывчаткой. Понимая, что враги могут подорвать железную дорогу, старшина немедленно собирает маленький отряд и устремляется на поиски лазутчиков. Однако, настигнув их, обнаруживает, что диверсантов не двое, а шестнадцать, и что бой предстоит неравный – пять едва умеющих воевать зенитчиц и их командир против спецназа.
Отнять у старого фильма можно многое, и мы уже не раз видели, как новорусские режиссеры соревнуются с советскими предшественниками.
Фильм Давлетьярова точно следует сюжету (сценарные изменения коснулись лишь довоенной жизни героинь). Перестрелки Давлетьяров снял лучше, чем Ростоцкий. В новом фильме понятнее, кто в кого стреляет, и кто при этом где находится. А когда ближе к концу картины Васков и нацист пытаются задушить друг друга, у Давлетьярова эта сцена смотрится как жесткий поединок, а у Ростоцкого – как катание в грязи имитирующих схватку актеров.
Также нельзя не сказать, о том, что картина Давлетьярова позволяет лучше почувствовать красоту северной природы – это главное отличие новой экранизации.
Есть изменения в характере героев фильма, углубление в историю семьи. Новый Васков тяжело переживает все, что происходит со страной, с ним и с его подчиненными. И посмеяться над ним особенно не получится.
Двухчасовой фильм получился красивый, динамичный, драматичный, пафосный и по-хорошему патриотичный, сочетание мощной музыки и эффектной картинки порой трогает до слёз.
Но всё же главными критиками, конечно, будут зрители, и именно по их комментариям можно судить о плюсах и минусах фильма.
Марина Семенюк, 20лет:
– Когда после сеанса возвращаешься домой и пересматриваешь картину Ростоцкого, возникает упорное ощущение, что она хуже! Ощутимо хуже. Особенно с точки зрения современной молодежи, выросшей на эпическом голливудском кино, а не на советских фильмах и спектаклях с их техническими ограничениями и художественными условностями.
Семён Сергеев, 30 лет:
– Сказать честно, не люблю военно-патриотические фильмы и стараюсь их не смотреть.
Я человек очень эмоциональный и восприимчивый, поэтому после просмотра такого рода картин мне попросту жить не хочется. В депрессию, наверное, впадаю. Наверное, поэтому и не хотелось посещать эту премьеру, однако получилось по-другому. И знаете, я не пожалел. Без капли преувеличения могу сказать, что фильм очень хорош. Следует отдать должное создателям – они сняли очень патриотичное, увлекательное и красочное кино, которое, на мой взгляд, сможет претендовать на зрительскую любовь.
Смог ли Давлетьяров повторить старый фильм, снять лучше или хуже, судить сложно. У каждого своя точка видения кинематографа.