Четверг, 21 Ноября 2024

Правильно поставить вопрос

Пятница, 23 августа 2019 00:00   Андрей ЕФРЕМОВ

В результате жизнедеятельности человека всё меньше становится чистых водоёмов. Воду загрязняют моторные лодки, гидроциклы, берега – автомобили, квадроциклы, вездеходы, образуются несанкционированные свалки – так из-за потребительского отношения к природе нарушается экологическое равновесие. Это всё больше беспокоит тех, кто живет возле рек и озер. Что будет дальше и какими методами бороться с загрязнением окружающей среды? Франческ Беллоуби, с которым я познакомился на берегу памятника природы, жемчужины Южного Урала – озера Тургояк, германский ученый испанского происхождения, доктор естественных наук, геолог, инженер, работающий сейчас в ЮУрГУ, имеет своё, необычное мнение на этот счёт. Франческ уверен, что его опыт по предотвращению экологических бедствий в разных странах мира может быть применён и в России.

– В данный момент занимаюсь научной работой, связанной с озером Тургояк, – говорит Франческ. – Приезжаю сюда уже пятое лето. То, что я увидел, хочу рационализировать, преобразовать. Более двадцати лет работаю в различных проектах по всему миру, в основном они связаны с экологией. Люди спрашивают меня: «Что нужно делать, чтобы улучшить ситуацию?». Я отвечаю: «Самое главное – это задать правильный вопрос».

Большинство людей, сталкивающихся с проблемами экологии, я бы даже сказал – с экологическими бедствиями, чаще задают вопрос: «Что нужно делать?». Ввести новые правила и ограничения? Издать новые законы? Те же, кто знает, что нужно делать, задают следующий вопрос: «Как это осуществить?». Но лишь немногие спрашивают: «Зачем? Почему мы это должны делать?». Можно построить очистные сооружения, привлечь как местных, так и зарубежных специалистов, но – зачем? Единственный ответ – чтобы сохранить Тургояк. Чтобы озеро, существующее уже около 60 миллионов лет, жило и дальше, чтобы им любовались наши внуки и правнуки. Большинство от вопроса «Что делать?» переходят к вопросу «Почему?», а я, наоборот, начинаю с «Почему?», пытаюсь понять наши чувства – и потом уже задаю вопрос «Что делать?». Только задав вопрос «Почему?», мы поймём, чего хотим.

Вопрос «Почему нужно делать?»

– Когда я впервые приехал на Тургояк, – продолжает исследователь, – то почувствовал: это место, обладающее силой. У озера есть своя собственная энергия, здесь есть выходы радона, возможно, имеют место аномальные явления. Любое место силы – такое, к которому тянулись люди, с древних времен объявлялось святым: ведь сюда приходили не просто так, паломников притягивало что-то необычное, аномальное! Многие учёные думают, что технологии помогут решить все проблемы. Меня больше интересует вопрос, как мы взаимодействуем с природой через ценности, и как природа взаимодействует с нами? Моя цель – постичь ценности, которые связывают нас с озером, понять, что они для нас значат и как мы их чувствуем. Экологический кризис – это кризис ценностей. Всё больше образованных, интеллигентных людей это понимают. По всему миру много святых мест, где не нужны законы: люди сами осознают, куда пришли и как им следует себя вести. У озера Тургояк есть свои собственные ценности. Я знаю, что остров Веры – это место поклонения, это часть истории, культуры. Там, откуда я родом, в Испании, сложилась похожая ситуация: в 70–80-е годы река была чрезвычайно загрязнена. Потом часть людей осознала, что река – это как брат или сестра, о которых нужно заботиться. Затем и учёные стали поддерживать точку зрения, что река сама по себе имеет ценность. Река – это наши предки, это сказания и мифы, на которых мы выросли. Люди начали задаваться вопросами. Как мы относимся к нашим предкам, к нашей истории? Если я отрицаю реку – я отрицаю сам себя: это всё равно, что отказаться заботиться о бабушке и дедушке. С другой стороны, я стою сейчас и здесь и передаю эти ценности, эти знания моим детям. Я как бы передаточное звено между предками и следующим поколением. И мы уже другими глазами смотрим на всё вокруг. Это что касается вопроса «Почему?». Теперь перейдём к вопросу «Как?».

Вопрос «Как нужно делать?»

– Мы обращаемся через фольклор к мифам и сказаниям и начинаем ощущать гордость за свою историю, – поясняет Франческ. – У меня есть статьи, в которых я говорю, что искусство, в частности фотография, имеет волшебную способность пробуждать чувства. Кто-то может сказать, что это не наука, не философия, но, тем не менее, есть такое понятие, как экофилософия. Всё проходит через наши чувства и через нашу душу. Благодаря этому мы становимся более заинтересованными, начинаем более осознанно взаимодействовать с природой. Русский народ обычно очень тепло относится к окружающему миру, словно, например, у озера есть собственная душа. Это не связано с религией, это связано с духовностью и мы начинаем пробуждать эту духовность где-то глубоко внутри. Мы смотрим на природу другими глазами, у нас появляются другие знания. Андрей Тарковский в своих фильмах хорошо показывал эту точку зрения. Теперь мы подошли к последнему вопросу: «Что мы, и конкретно я, можем сделать?».

Вопрос «Что нужно делать?»

– Есть разные варианты. Можно ждать, когда что-то сделают учёные или власти, – говорит ученый. – Некоторые думают: «Нужна революция, нужно изменить систему». Но для меня важнее понять, что я могу сделать, осознав, что это моё озеро, мои горы, моя земля? Ответ: сопротивляться. Вы должны уметь отстаивать свою точку зрения. Что это значит? Первое – это внутреннее ощущение. Следует быть честным с собой, чтобы, ложась спать, вы могли сказать себе: «Всё, что я сделал, было правильно». Второе – это этика. Как мне нужно вести себя? Ничего не изменится, если вы себя не измените. Я, например, сейчас уже не хожу на озеро, потому что там и так много людей, большая антропологическая нагрузка. Мои чувства говорят, что мы должны сохранить озеро. Когда мы приходим на озеро, это единение с природой: у него есть собственная душа и собственная сила, и когда мы взаимодействуем с ним, озеро делает нас лучше. Если мы станем вести себя определённым образом, люди будут смотреть на нас и делать то же самое. В частности, мы говорим о лидерах. Они примерно такие, как в старых русских сказках богатыри – символ сопротивления. Они передают свои ценности. У них есть внутренняя сила. Конкретный пример: пять лет назад я работал в одном проекте в Боливии. Это своеобразный регион: очень много фольклора осталось от инков, у которых были особые отношения с природой, с Солнцем, с родиной. Я работал в небольшом поселении на реке. Там в числе руководителей был глава экологического комитета водных ресурсов, бывший министр экологии. Он предложил изменить подход, собрал вокруг себя многих учёных из разных областей и они разработали программу действий, чтобы вновь вдохнуть в реку жизнь. В итоге получилось создать проект, в котором люди увидели грядущее, утопию, мечту – похожую на мечту советских людей о светлом будущем. И она объединила людей. Если мы не будем говорить про ценности и не изменим отношение к озеру, то можно делать всё что угодно: организовать заповедник, национальный парк – и ничего не изменится, всё останется только на бумаге.

Франческ заверил, что в следующем году попытается собрать всех заинтересованных в сохранении озера Тургояк людей, из разных организаций за одним столом для конструктивного диалога.

 

Для справки: в экофилософии категория «жизнь» понимается предельно широко: как космическое явление, куда входят биологические, психологические, духовные и душевные характеристики, интуиция и чувствование, благодаря чему стирается граница между миром человека и миром природы.

Прочитано 3962 раз Рубрика: [ Popular ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *