– Благодаря программе дополнительной лингвистической подготовки «Лингва» на факультете усиленно развивается международная деятельность, – отмечает декан энергетического факультета ПИ, заведующий кафедрой автоматизированного электропривода, кандидат технических наук, доцент Александр Шишков.
На сегодняшний день открыты две программы магистратуры на английском языке: «Электроэнергетика и электротехника» под руководством А.Н. Шишкова и «Теплоэнергетика и теплотехника», которой руководит заведующий кафедрой промышленной теплоэнергетики К.В. Осинцев. Оба преподавателя ведут специальные дисциплины и занимаются на программе «Лингва». Пятнадцать студентов из Китая учатся на втором и четырнадцать – на первом курсе. Открыта двойная аспирантура с Китайским техническим университетом, на которой учится аспирант И.Ю. Холодилин, его руководитель, профессор М.М. Дудкин, участвует в программе «Лингва». Доцент А.С. Мартьянов, который несколько лет занимался на «Лингве», читает лекции на английском языке в Китае. За нынешний год издано более 30 публикаций на английском языке, входящих в базу данных Scopus. С каждым годом увеличивается число преподавателей, которые на английском не только пишут статьи, но и делают доклады на различных конференциях, начинают читать курсы и проводить совместные научные исследования. И все это благодаря программе «Лингва»!
– Благодаря программе «Лингва» у меня появилась уверенность, что в любом возрасте не поздно браться за изучение языка, и, оказывается, это очень увлекательное путешествие, а не только море трудностей! – говорит профессор кафедры экономики промышленности и управления проектами ВШЭУ, директор НОЦ «Технологии развития бизнеса», доктор экономических наук, доцент Юлия Бабанова. – Я очень люблю программу «Лингва» за то, что она открывает передо мной новые возможности понимания мира и других культур, создает уверенность в завтрашнем дне и снимает барьеры непонимания мировых исследований.
– Программа дополнительной лингвистической подготовки «Лингва» дала мне возможность участвовать в программах мобильности преподавателей университетов, интегрироваться в мировое академическое сообщество и приобрести навыки написания научных статей на английском языке для высокорейтинговых журналов, – поясняет доцент кафедры правоохранительной деятельности и национальной безопасности, кандидат юридических наук Евгений Никитин.
– Главное, что мне дает эта учеба – возможность не бояться говорить, не бояться уровня своего знания языка. Раньше я ни за что не взялся бы читать лекции на английском языке китайцам по программе академической мобильности, теперь я за это берусь! – делится впечатлениями доцент кафедры строительных материалов и изделий ПИ, кандидат технических наук Сергей Погорелов. – Также во время зарубежных командировок я могу общаться с иностранными коллегами, расширять базу академических контактов. И третье – это самоуважение!
– Когда осенью 2016 года я пошёл на первое отборочное тестирование по набирающей тогда обороты программе «Лингва», то вряд ли представлял себе, насколько длительным и трудным, но в то же время и захватывающим окажется этот проект, – вспоминает доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Леонид Зайончик. – Начали с уровня Pre-Intermediate. Новый красочный учебник и рабочая тетрадь, комплект CD-дисков с аудиозаписями – всё это вызывало трепет и сомнение: смогу ли? В группе молодые коллеги из разных школ, с разных факультетов, все энергичные и амбициозные, есть за кем тянуться! График занятий очень плотный – четыре пары в неделю. Почти что метод погружения. На каждом занятии все виды деятельности: разговор, чтение, аудирование, письменные задания. После каждой темы – письменный зачет.
Язык поначалу не слушался, сидевший где-то в глубине памяти словарный запас с трудом пробивался наружу, написание слов нечасто совпадало с оригиналом. Но процесс уже пошел. С каждым уроком росла свобода понимания печатных текстов и английской речи, свобода письма, свобода общения. И вот незаметно пролетели Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Academic Correspondence, International Conferences, экзамены KET, PET, FCE. В полном разгаре подготовка к IELTS. Что мне дала программа Лингва?.. Невероятно много! Появилась уверенность в себе. Расширился словарный запас. Кирпичиками легли в память правила языка. Тверже стала рука при написании английских текстов. Выросла беглость чтения. Повысилась скорость понимания печатной и устной речи. Пришла определенная свобода изъяснения своих мыслей на английском языке и восприятия мыслей собеседников. Уменьшились проблемы с переводом аннотаций научных статей. И неожиданно появилось предложение от руководства Высшей школы экономики и управления подготовить за следующий учебный год новую дисциплину для иностранных студентов магистратуры.
– За время обучения на программе «Лингва» я существенно повысила уровень владения английским языком, – говорит доцент кафедры экономики промышленности и управления проектами, кандидат экономических наук Людмила Кочегарова. – Летом принимала участие в двухнедельной образовательной программе по экономике, где вторая неделя обучения проходила на английском языке. Знания, полученные на программе «Лингва», позволили мне успешно пройти обучение и сдать экзамен. Уверена, что дальнейшее повышение уровня владения иностранным языком позволит мне свободно работать с иностранной литературой и статьями, публикуемыми в международных базах цитирования. В будущем надеюсь сдать международный экзамен IELTS. Хочется отметить высокий профессионализм всех преподавателей, ведущих занятия в рамках программы «Лингва», а также высокий уровень заинтересованности слушателей программы. Участие в ней дает мощный стимул для личностного развития преподавателя и открывает новые возможности. На мой взгляд, поддержка программы «Лингва» очень важна для всего университета в целом.
– Программа ЛИНГВА для многих сотрудников ЮУрГУ стала шансом вывести на новый уровень владения английским языком. Это не прихоть, а требование времени! – считает доцент кафедры компьютерного моделирования и нанотехнологий, кандидат физико-математических наук Сергей Созыкин. – Помогла программа и мне. Несмотря на то, что учебный план моего направления подготовки в университете предполагал изучение английского на более серьезном уровне, чем на большинстве нелингвистических направлений, по-английски я говорить практически не мог. Временное улучшение наступало лишь во время учебы по обмену в течение семестра в Чешском технологическом университете (на английском языке). Справедливости ради стоит отметить, что мой случай не был исключением: действительно хорошо в моей группе знали английский лишь выпускники школ с лингвистическим уклоном. То есть знания они получили не во время обучения в ЮУрГУ. Как ни странно, после начала обучения по программе «Лингва» достаточно быстро заметил прогресс. Обучение можно сравнить с погружением в языковую среду, так как колоссальная аудиторная нагрузка и не менее масштабные домашние задания отнимают очень много времени. «Лингва» с формальной точки зрения дала мне возможность, как и другим слушателям, подготовиться к очень серьезному международному экзамену. Его успешная сдача поднимает статус и сотрудника, и ЮУрГУ. Но не это главное. Важно то, что программа смогла изменить отношение преподавателей к самим себе. Теперь они знают, что в случае необходимости смогут преподавать в группах с не говорящими по-русски студентами. Мне тоже предложили проверить свои знания на практике – вести с сентября занятия у иностранных магистрантов. Таким образом, программа «Лингва» – это ответ ЮУрГУ на вызовы современного рынка труда. Она дает возможность погрузиться в языковую среду и, достигнув положительных результатов, поверить в свою способность применять английский язык в профессиональной деятельности.
– «Лингва» является сильным толчком для освоения иностранного языка и профессионального развития. За десять лет изучения английского я не достиг и десятой части тех результатов, которые получил за два года на «Лингве», – говорит преподаватель кафедры системного программирования ВШ ЭКН Михаил Тимченко. – Программа дает мне ряд преимуществ, которых нет у большинства моих сокурсников. Во-первых, мой уровень увеличился с начального Pre-Intermediate до уверенного Intermediate и на текущий момент я продолжаю уверенно двигаться дальше. Во-вторых, я получил возможность дважды поехать за рубеж на стажировку. В-третьих, я участвовал в подготовке шести статей, проиндексированных в Scopus. В-четвертых, текущий уровень английского позволяет мне получать знания из зарубежных публикаций и записей выступлений ученых мирового класса. Не было ни дня, когда я не хотел бы идти на занятия по «Лингве». Мы занимаемся не менее трех раз в неделю, что не дает «выпадать» из английского. Дистанция в общении между преподавателем и учениками минимальная. На занятиях уделяется большое внимание практике речи, что является отличительной особенностью данной программы. Особую ценность программы представляют занятия по академическому английскому, это дает знания не только о языке, но и в целом о приемах написания статей, подготовки презентаций, резюме. Если меня спросят, куда пойти изучать английский, обязательно порекомендую программу «Лингва». Она дает уверенные знания английского, старт профессионального роста и возможность обсудить актуальные мировые проблемы, которые представлены на страницах учебников.
– Я стал преподавателем недавно, с января, до этого занимался исключительно научной работой. Пока я только привыкаю к новому для меня виду деятельности в качестве преподавателя и испытываю стресс, – рассказывает старший преподаватель кафедры финансов, денежного обращения и кредита ВШЭУ Дмитрий Кандауров. – Занятия английским языком по программе «Лингва» отлично помогают снизить уровень нервного напряжения и повышают мою производительность. «Лингва» является наглядным доказательством заинтересованности работодателя в развитии своих сотрудников, повышает уверенность преподавателей в своем будущем и будущем университета. Возможность бесплатного изучения английского языка привлекает в вуз работников, которые действительно заинтересованы в научной деятельности. На мой взгляд, программа «Лингва» способна существенно повысить публикационную активность сотрудников университета, особенно, молодых ученых.