Программа углубленной лингвистической подготовки научно-педагогических работников университета «Лингва» существует с 2006 года и ставит своей задачей обучение английскому языку, в целях повышения профессиональной мобильности преподавателей.
Здесь научат: выступать на международных конференциях с докладами на английском языке; писать статьи в международные журналы с высоким уровнем цитирования (Scopus и Web of Science); вести деловую переписку с коллегами за рубежом; читать лекции на английском языке; участвовать в совместных проектах и в разработке совместных программ обучения с выдачей дипломов на английском языке; писать заявки на гранты.
В качестве долгосрочных, уровневых, модульных курсов повышения квалификации для научных и педагогических работников программа «Лингва» не имеет аналогов в российской системе высшего образования.
– Курсы повышения квалификации, существующие в других вузах, краткосрочные и ориентированы, например, только на написание статьи на английском языке или только на подготовку выступления на конференции, – отмечает доцент кафедры английского языка факультета лингвистики Ксения Волченкова. – Но чтобы все эти отдельные модули были интегрированы в одну программу, как у нас в ЮУрГУ, – такого на рынке образовательных услуг пока нет.
Основной предпосылкой создания программы стала возросшая роль иностранного языка в научной и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава, что объясняется расширением экономических, политических и культурных связей между странами; межгосударственной интеграцией в области образования; возможностью как академических, так и научных международных стажировок.
Среди глобальных задач программы «Лингва»: вхождение НИУ ЮУрГУ в рейтинги лучших университетов мира, а также развитие активного сотрудничества российских ученых с их коллегами за рубежом (страны Европы, Азии, Южной и Северной Америки) как в научной (вхождение в мировые коллаборации), так и в академической сфере (чтение лекций в мировых университетах в качестве приглашенных лекторов, разработка совместных образовательных программ с выдачей двойных дипломов).
В процессе обучения широко используются принципы андрагогики – учитываются профессиональная, социальная, бытовая деятельность слушателей, которые совместно с преподавателем могут планировать и корректировать учебный процесс. В качестве одного из источников обучения используется жизненный опыт участников, а приобретенные знания, умения и навыки безотлагательно применяются на практике.
– Образовательный процесс для взрослых, квалифицированных преподавателей не может строиться по тем же законам, что и для студентов, – считает доктор педагогических наук, профессор Ирина Котлярова. – Наши занятия были рассчитаны на то, чтобы слушатели активно делились опытом, обучали друг друга – и при этом незаметно расширяли словарный запас, совершенствовали навыки обсуждения самых разных профессиональных проблем на иностранном языке.
– Ученые, исходя из своих практических интересов, предлагают дополнительные модули и темы, которые не были включены в программу, – говорит Ксения Волченкова. – Мы, в свою очередь, прислушиваемся и используем их идеи в учебном процессе. Например, по просьбе слушателей делали отдельную лекцию по пунктуации.
Группы, как правило, смешанные и включают как «гуманитариев», так и «технарей». Кроме того, преподаватель на занятиях создает ситуации, в которых участники вынуждены говорить только по-английски. Таким образом, аудитория избавляется от страха сделать ошибку и преодолевает языковой барьер. Учащиеся делятся специфическими знаниями и опытом, рассказывают о своей научной деятельности, теме исследований, стараются понять друг друга. Многое зависит и от задания – если оно интересно слушателям, то они активно включаются в процесс общения.
– Ученые любят говорить, высказывать свою точку зрения. Их очень интересно слушать, потому что они много знают и сами безумно рады узнавать что-то новое, – продолжает Ксения Николаевна. – Мы обсуждали с ними на английском и свойства сверхпроводимости, и трибологию, ну и, конечно, общие темы, понятные всем: способы мотивации студентов, влияние компьютерных игр на детей. Богатое поле для дискуссий – это тема образования. Некоторые настолько увлекаются, что сверх домашнего задания делают дополнительные презентации и выступают с ними на занятиях.
Содержание обучения проектируется на основе моделей лингвистических и профессиональных компетенций и делится на два направления, реализация которых осуществляется параллельно: «Английский для общих целей (General English)» предполагает развитие навыков в области аудирования, говорения, письма и чтения; «Английский язык для специальных целей (English for Special Purposes)» – применение навыков непосредственно в профессиональной деятельности (подготовка презентаций, деловых писем, аннотаций и научных статей).
Содержание обучения в зависимости от уровня обучения смотри в прилагающейся таблице.
В зависимости от уровня владения языком, продолжительность программы составляет от двух до пяти лет с последовательным переходом с уровня на уровень. При этом необходимо успешно сдать квалификационный экзамен, который может включать лексико-грамматический тест, устные темы и диалоги, подготовку презентации по своей научной тематике, написание научной статьи.
Лингвистическую подготовку осуществляют десять высококвалифицированных преподавателей, двое из которых прошли обучение в городе Сан-Диего (Калифорния) по программе обучения английскому языку как иностранному (TEFL) с получением сертификата в 2013-м. В нынешнем году четверо преподавателей прошли обучение на курсах CELTA (Certificate in English Language Teaching to Adults) и получили квалификацию Cambridge CELTA с правом осуществлять языковую подготовку взрослых слушателей из неанглоязычных стран. Она присваивается Экзаменационным синдикатом Кембриджского университета совместно с Британским Королевским обществом искусств и признана Британским Советом и большинством языковых центров во всем мире. В 2015 году планируется отправить на стажировку еще четырех преподавателей.
Благодаря программе, а также своей собственной активности, выпускники программы печатаются в зарубежных журналах, выступают с докладами на международных конференциях.
– Конечная цель, к которой мы стремимся, – чтобы наши слушатели могли свободно вести лекции на английском языке, – отмечает Ксения Волченкова. – Некоторые уже сотрудничают с Институтом международного образования и читают лекции для иностранных студентов.– Теперь важно, чтобы достигнутый преподавателями уровень лингвистической и профессиональной компетентности снова не снизился. Это свело бы на нет все затраченные усилия, – считает Ирина Котлярова. – Для поддержания и дальнейшего повышения уровня лингвистической компетентности преподавателя существует только один путь: дать ему возможность использовать знание языка – при проведении занятий, написании статей, общении с иностранными коллегами. Некоторые преподаватели высказывают сожаление, что их знания оказываются невостребованными на практике. Ведь известно, что только используя язык в быту и в профессиональной деятельности, можно поддерживать должный уровень владения им. Было бы обидно, если бы такой серьезный вклад в образование сотрудников ЮУрГУ оказался напрасным. Да и сама программа «Лингва – ПНР» запущена именно для того, чтобы сотрудники университета активизировали международную деятельность, не испытывая при этом языкового барьера.
По окончании курса обучения участники сдают квалификационный экзамен и получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца; представляют материалы, свидетельствующие о повышении их научной и образовательной мобильности (тезисы, статьи, доклады, лекции, заявки на стипендии и гранты и так далее).
Итоги обучения на каждом уровне рассматривает экспертная комиссия в составе руководителя, преподавателей программы, а также приглашенных преподавателей из других вузов. На основе их рекомендаций руководство ЮУрГУ рассматривает финансирование из фонда ректора научных и образовательных проектов участников, в том числе зарубежных стажировок, командировок, публикаций в иностранных журналах по профилю специальности.
Чтобы поддерживать уровень английского языка у слушателей, окончивших программу, в ЮУрГУ в этом году открывается Английский клуб – на еженедельных встречах общение ведется только на английском языке, а преподаватель выступает в качестве модератора; проводятся тематические вечера, дискуссии, праздники. Клуб ориентирован на результат: самые активные его участники будут иметь возможность пройти профессиональную стажировку по профилю научной деятельности с английским языком в качестве рабочего.
Как стать слушателем курсов?
Программа «Лингва» входит в Блок 3 «Развитие кадрового потенциала» программы развития ЮУрГУ как Национального исследовательского университета. С 2013 года ею руководит проректор по международной деятельности Виктор Михайлович Каточков, ответственный за методическое обеспечение – доцент кафедры английского языка факультета лингвистики Ксения Николаевна Волченкова, ответственный за организацию образовательного процесса – Татьяна Алексеевна Карелина.
Тем, кто планирует обучение по программе, необходимо обратиться в аудиторию № 427 главного корпуса и предоставить следующие документы: личное заявление на участие в программе на имя проректора по международной деятельности В.М. Каточкова, заполненную анкету участника конкурса, список научных трудов за последние пять лет.
Набор в группы – с 15 сентября и c 25 января.
Необходимую информацию можно получить у Татьяны Алексеевны Карелиной по телефону 267-99-78, в аудитории № 472 главного корпуса, по e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; или на сайте http://ling.susu.ru/lingua.html.