Позвольте возразить и предложить маленькую экскурсию в удивительный мир филологии. А помогут нам в этом профессионалы.
Заведующий кафедрой русского языка и литературы, доктор филологических наук, профессор Елена Владимировна Пономарёва
– Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, что же такое филология?
В первую очередь, это консерватизм и традиции русского языка и литературы, в которых Россия всегда задавала тон. Все наши знания базируются на литературном наследии. Но нельзя не учесть и современные тенденции. Филология всегда четко реагировала на изменения в обществе: с каждым годом появляются новые методы преподавания, которые мы стараемся изучить и внедрить в систему. Наши специалисты борются за чистоту языка, мыслей, отношений. Но нельзя бороться, не предлагая ничего взамен. Филолог должен быть частью современного общества. Сейчас модно хорошо говорить: например, в бизнес-среде правильная и лаконичная речь – это обязательное требование. Филолог должен понимать, что на нём лежит огромная ответственность за будущее языка и культуры в целом. Быть грамотным – значит быть успешным. Уверена, что знания, которые студенты приобретают в процессе обучения, очень важны в современной жизни. Главное – любить то, чем вы планируете заниматься. Тогда все дороги открыты.
Доцент кафедры русского языка и литературы, доктор филологических наук Наталья Львовна Зыховская
– Наталья Львовна, скажите, пожалуйста, кто такой филолог в вашем понимании? И что можно сделать уже сейчас студенту-филологу, чтобы создать себе хорошую базу на будущее?
– Мне кажется, что сейчас, как и в XIX–ХХ веках, настоящий филолог – прежде всего, интеллигент, человек, который занимается умственным трудом, отличается высокой образованностью и творческим подходом, сохраняет и приумножает общечеловеческие ценности, обладает позитивными нравственно-этическими качествами. Что касается будущего – мне кажется, оно за цифровой филологией, digital humanities – областью исследований на стыке компьютерных и гуманитарных наук, которые открывают новые возможности для сбора, визуализации, интеллектуального анализа данных. А студент, чтобы создать себе хорошую филологическую базу, должен как можно больше читать и нарабатывать навыки аналитического мышления.
Доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук Денис Александрович Пелихов
– Денис Александрович, что можно сказать о современном филологе? Как вы думаете, какое будущее ожидает филологию?
– Думаю, что разговор о том, что такое современная филология, каково ее будущее и кто такой нынешний филолог, следует начать с определения – хотя бы в общих чертах – того, что мы понимаем под словом «филология». И если не углубляться в расхождение понятий «классическая филология», «славянская филология» и так далее, то можно сказать, что это комплекс наук, изучающих словесную составляющую человеческой жизни, то есть, как мы с вами понимаем, самую важную ее часть.
Как и всякая другая отрасль знаний человека о мире, филология развивалась по пути размежевания и возникновения узкоспециальных дисциплин. В какой-то момент традиционным – по крайней мере, для российской филологии – стало ее разделение на литературоведческую и лингвистическую составляющие. Подобное разделение закономерно и естественно, так как накопленный речевой материал требует более глубокого осмысления и разностороннего анализа. Естественным представляется и то, что в каждую эпоху какое-то направление филологии становится более популярным, и это оказывается напрямую связанным с той научной парадигмой, в русле которой развивается наша наука.
Но мне кажется, какие бы тенденции развития филологии ни выходили на первый план и как бы мы ее ни называли – практической, прикладной и прочее – главная ее задача остаётся той же, что и всегда: это интерпретация, истолкование текстов как главного продукта человеческой деятельности.
И вот тут мы сталкиваемся с удивительным парадоксом. Как ни странно, но наука, изучающая или, если угодно, обслуживающая самую важную часть человеческого бытия, оказывается в самом невыгодном положении. Причем речь идет не столько о материальном вознаграждении за труд учёного-филолога, сколько о чрезвычайно низком общественном престиже этой науки. Ведь кто такой филолог в представлении большинства? Это зануда, знающий, в каком случае причастный оборот выделяется запятыми, а в каком нет, и готовый до последнего отстаивать мужской род слова «кофе» и ударение на второй слог в слове «звонит».
Такое восприятие нашей профессии прививается еще в школе. И дело даже не в преподавании русского языка и литературы – как правило, эти предметы детям нравятся, и не в пресловутом ЕГЭ, поскольку он лишь форма проверки знаний, а в том, как происходит, к примеру, формирование профильных классов: учащихся, не попавших по тем или иным причинам в «физмат» или «химбио», собирают в «гуманитарный». Тем самым в сознание детей внедряется идея, что гуманитарий (в первую очередь, филолог) – это человек, не имеющий способностей к так называемым точным наукам. Говорю «так называемым», поскольку в моем восприятии словосочетание «точные науки» избыточно: любая наука априори стремится к точности. Такая трактовка филологии не только подрывает ее авторитет, но и создает в сознании большинства иллюзию лёгкости деятельности филолога. Это приводит, в частности, к тому, что на филологические факультеты многие ребята идут не по призванию, а из соображений того, где легче учиться.
Есть еще одна – не менее, а возможно, и более существенная – причина низкого престижа нашей науки. К сожалению, сейчас мы живём не только в эпоху Интернета, но и, как кто-то точно выразился, в эпоху безответственности. И я бы еще добавил – дилетантизма. Для нее характерно то, что чье-либо мнение может оказаться важнее знания и опыта многих поколений, а новизна и оригинальность видится в свержении прежних авторитетов. Именно на этой волне появилась «любительская», в терминологии академика А.А. Зализняка, лингвистика, занимающаяся главным образом растравлением в обывателе квазипатриотизма на почве ложных представлений об исторических рамках существования и развития нашего языка и его связи с другими языками. Печальнее всего то, что, живя в эпоху абсолютной доступности информации, потребитель не удосуживается проверить сведения, почерпнутые им из такого рода книг, издающихся в больших количествах.
К счастью, в последнее время мы наблюдаем интерес к филологии, и не только к ней, но и к науке вообще. По телевидению транслируются научно-популярные передачи, учёные читают просветительские лекции, создаются интернет-журналы, посвященные в том числе и филологической науке. Быть грамотным сейчас становится престижным, о чём свидетельствует популярность всероссийской акции «Тотальный диктант». Об этом же говорит и недавнее сотрудничество нашей кафедры с компанией «Интерсвязь» и прочитанный нами в рамках этого сотрудничества курс по развитию коммуникативной компетентности работников.
Если говорить о задачах современной филологии, то, думаю, они остались прежними: главная наша задача – сохранить и передать следующим поколениям речевую культуру, а также воспитать грамотного и чуткого читателя, понимающего, что только будучи homo scribens и homo legens, мы можем с полным правом именовать себя homo sapiens. А покуда существует такой вид, как человек пишущий и человек читающий, будет существовать и наша наука.
Становится понятно, что без грамотных людей наше общество просто погибнет. И в этих словах нет пафоса, поскольку отсутствие слов и мыслей превращает нас в машину. Согласитесь, не очень хорошая перспектива.
Знать язык и культуру просто необходимо. А ещё нужно помнить, что мы с вами сами вершим историю. В наших силах сделать её и становиться всё лучше и лучше. Любите слово, и слово еще не раз поможет вам!