Сотрудники научно-образовательного центра евразийских исследований Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ ежегодно отправляются вместе со студентами на археологические раскопки. Уже много лет они изучают один микрорайон Челябинской области. На его территории – более 30 уникальных исторических объектов: от стоянок каменного века до этнографических памятников. Здесь, не участвуя в специальных экскурсиях, не штудируя многотомных научных трудов, студенты могут потрогать руками историю. В этом году объектом исследований стал могильник «Каменный Амбар – 5». В данный момент они работают с памятниками эпохи бронзы.
– Раньше именно вещи предков были для нас главным объектом изучения и источником знаний, – объясняет Андрей Владимирович. – Сегодня же сами останки древних людей стали уникальным носителем разнообразной информации. С этой точки зрения, раскопки текущего года оказались очень удачными, поскольку мы получили скелеты хорошей сохранности. Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что мы «уловили» следы медицины у людей, живших три с половиной тысячи лет назад! На одном из найденных черепов отчетливо видны следы лечения тяжелой зажившей травмы. Людям бронзового века удалось сделать очень редкую и опасную операцию – трепанацию черепа, которая даже сегодня считается достаточно сложной. И после неё человек не просто выжил, а прожил довольно долго. Нужно учесть, что в то время не было инструментов из нержавеющей стали, антибиотиков, нормальных санитарных условий. Но люди каким-то образом сумели удалить часть черепа, продезинфицировать и зашить большую рану.
Теперь с найденными материалами будут работать антропологи и другие узкие специалисты, например, генетики.
– Для могильника «Каменный Амбар – 5» долго и сложно производилось выделение ДНК. Наш коллега из Гарвардской медицинской школы Дэвид Райх возглавляет группу ученых, работающих с палео-ДНК. По его словам, именно на материалах данного могильника им удалось выделить самую крупную в Северной Евразии серию древних ДНК из 30 человек, среди которых были братья, сестры и даже родственники третьего поколения. Но шесть человек – чужие, они явно пришлые в этой местности, – говорит археолог.
Таковы результаты определений материалов ранней группы жителей данного микрорайона. В новом полевом сезоне исследователи ЮУрГУ нашли более поздние материалы. Следующий шаг – выделить и сравнить их ДНК, и выяснить, есть ли родственные связи между ранней и поздней группами жителей. Именно для этого полученные образцы скоро отправятся в Гарвардскую лабораторию.
– Надеюсь, что наш труд выльется не только в научные статьи. Верю, что мы издадим монографию по результатам раскопок этого года, – говорит Андрей Владимирович.
Археология сильно эволюционировала за последнее десятилетие. В ней изменились многие подходы. Теперь она движется от сугубо гуманитарного знания в сторону естественных наук.
– Но археология никогда не станет полностью естественной наукой, поскольку изучает человека, а его поведение не всегда можно объяснить рационально. Мы стараемся привлекать специалистов из разных областей науки, которые в состоянии получить принципиально новую информацию по нашим материалам, – объясняет исследователь. – Например, ранее археологам было совершенно неинтересно, какая земля покрывает ископаемые останки. В последние же годы возникло новое интересное направление – паразитология. Появилась возможность изучить заболевания, которыми страдали древние люди. Для этого необходимо взять пробы грунта около найденных останков. Такие новые смежные науки как раз и позволяют археологии перейти от изучения вещей к изучению людей.
Возникает вопрос: в чем же заключается главное предназначение археологии? Сегодня уже явно недостаточно просто найти вещи древних людей, нужно проанализировать данные, полученные разными специалистами: геологами, генетиками, паразитологами, климатологами и так далее. Следующий шаг – синтез этих данных для реконструкции исторических процессов:
– Археология не восстанавливает историю в привычном виде: у нас нет личностей, нет их деяний и событий. Но мы помогаем увидеть иные грани этой истории, часто никак не отраженные в письменных источниках, – говорит Андрей Владимирович. – Часто это позволяет иначе взглянуть на уже известные исторические факты или обнаружить ранее неизвестные. Приехавший на раскопки профессор Университета Питтсбурга (США) Роберт Дреннан в лекции для студентов ЮУрГУ выразил свое понимание предназначения археолога одной ёмкой фразой: «Мы изучаем то, где мы были, чтобы понять, куда мы идем».
Сегодня археологи ЮУрГУ, бережно собирая и сохраняя прошлое, закладывают фундамент науки будущего, формируют огромный задел для работы следующих поколений ученых. И в этом смысле понедельник начинается уже в субботу.