– Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, что такое авторское право и каковы его объекты и субъекты.
– Авторское право – это совокупность норм, которые регулируют отношения, складывающиеся по поводу создания различного рода произведений науки, литературы, искусства. Регулируется оно Гражданским кодексом РФ, который не ограничивает перечень объектов авторского права. Поэтому любой результат творческой деятельности человека, который формально выражен и обладает новизной, представляет собой объект авторского права. А субъекты – это мы, люди. Человек фактически с рождения является субъектом авторского права. Он может нарисовать красками рисунок – и это будет уже объект авторского права. В школе он будет делать поделки, писать сочинения – и это тоже будет являться объектом авторства. Уникальность авторского права в том, что каждый день мы сталкиваемся с его объектами: слушаем авторскую музыку, читаем авторские книги и находимся в здании, которое также спроектировано неким автором.
– Как можно присвоить себе авторское право?
– Авторское право охраняется с момента создания объекта в формальном виде, например: электронном, письменном, нарисованном, либо в виде скульптуры или нот. Если идея у нас только в голове – на нее нет авторского права. Бытует мнение, что надо обязательно зарегистрировать объект. Есть даже специализированные организации, которые предоставляют услуги по регистрации объектов авторского права, но на самом деле всё это можно осуществлять в добровольном порядке. Закон этого не требует. Но многие авторы, подстраховываясь, регистрируют свои объекты из-за боязни совершения третьими лицами плагиата. Регистрацией объектов занимается, например, Российское авторское общество – это организация, которая имеет государственную аккредитацию по управлению и защите авторских прав и оказывает услуги по регистрации объектов.
– А изобретения в сфере науки? Их обязательно нужно регистрировать?
– Изобретения – это объекты патентного права. Например, если мы говорим об авторском праве, то результаты творческой деятельности, произведения литературы и искусства не требуют никакой регистрации. Изобретения же, как объекты патентного права, а также полезные модели, промышленные образцы – это объекты, которые в принципе повторимы и требуют обязательного патентования. Например: одну картину два разных человека не могут нарисовать, а вот одно и то же устройство могут создать одновременно несколько человек. Из курса физики или химии известно, что изобретения могут носить имена сразу двух или трех авторов. Мы помним про изобретение радио и электричества, когда идея появлялась одновременно у нескольких человек в разных странах, но патентообладателем становился тот, кто первый регистрировал новинку и получал патент. Он же и входил в историю как истинный создатель изобретения. Поэтому мало просто изобрести, нужно успеть грамотно подать заявку и запатентовать свой объект.
Тот, кто создал изобретение, но не успел зарегистрировать его, получает определенные преференции. Ему устанавливают право преждепользования, которое предполагает, что это лицо может применять у себя на предприятии данную технологию, не получая согласия патентообладателя.
Как известно, авторское право охраняется в течение всей жизни автора и еще 70 лет после смерти. Объекты патентного права очень важны для технического развития общества, поэтому законодательство устанавливает не такие большие сроки: 13, 20, 25 лет, в зависимости от объекта. Это делается для того, чтобы общество развивалось, имело возможность использовать те или иные наработки в открытом режиме и на их основе создавать что-то новое.
– Существуют ли награды, премии или звания за изобретение нового объекта?
– Вообще, самое главное – это получение патента, поскольку он свидетельствует об изобретательском уровне, а также применение изобретения на практике. Патент дает право на использование выгоды изобретателем. В советские времена высшим достижением интеллектуального развития человека были значки «Почетный изобретатель», повышение по службе, также изобретателям и рационализаторам в первую очередь давали путёвки. Для детей издавали журнал «Юный техник», существовали различные кружки юных изобретателей.
Что касается премий, то Нобелевскую премию могут дать за авторское произведение или произведения в сфере литературы или, например, за синтез новых веществ и изобретение способов их получения.
– Проводятся ли в университете какие-либо занятия по изобретательству?
– В ЮУрГУ проходит «Шаг в будущее» – по большому счету чуть ли не единственный оставшийся конкурс такого рода, там тоже много различных направлений, связанных с конструированием. Университет очень много делает для развития рационализаторской деятельности. Мы со студентами на факультативных занятиях разбираем технологию защиты интеллектуальной собственности, использование того или иного объекта: как запатентовать промышленный образец, что такое ноу-хау в производстве, какие технологии в режиме производства можно защитить коммерческой тайной, а какие – нет, где авторское право, а где патентное. И в ходе лекций студенты начинают понимать, где и как они могут применить свои правовые знания в технической сфере, как защитить свое творчество.
– Какую роль играет праздник в инноваторской деятельности? Нужен ли он современному обществу?
– Считаю, что очень нужен. В советские времена к нему приурочивали различные мероприятия, выставки, показы достижений народного хозяйства, отраслей производства, в школах проходили выставки детского творчества. Сейчас праздник существует просто как дань уважения богатым советским традициям, сложившимся в прошлом, и одна из главных задач государства и технических центров на сегодняшний день, на мой взгляд, – восстановить его, сделать более ярким и привлекать общество к рационализаторской деятельности!