Все граждане, как известно, обязаны соблюдать законы своей страны. Известен и другой факт – в российском законодательстве можно найти, как говорят юристы, «серые пятна» – лазейки, которые позволяют обойти закон. Разработкой способов устранения таких «пятен» и занимается ученый.
– Есть даже такая шутка: один человек создает закон, а остальные придумывают, как его обойти. Для того чтобы это нивелировать, вводится принцип добросовестности как способ защиты от хитрецов и плутов, которые пытаются придумать интересные схемы в обход закона, – объясняет Тихон Петрович.
Такие исследования в международном научном сообществе вызывают большой интерес и имеют серьезную перспективу. Ранее этот вопрос уже изучался, но ученые зашли в логический тупик, потому что принцип добросовестности, будучи категорией нравственного качества человека, стал восприниматься как результат действия нормы морали и нравственности. В настоящее время добросовестность стали рассматривать в качестве критерия правомерности поведения людей. То есть теперь этот принцип подпадает под правовую категорию – что считается наиболее продуктивным.
– За рубежом нет четкого деления на публичное и частное право, гражданское и уголовное. Там принцип добросовестности становится универсальным. В России же этот принцип получил распространение именно в гражданском праве, – говорит Тихон Подшивалов.
Введение принципа добросовестности позволяет использовать на практике такие сложные правовые конструкции, как эстоппель, то есть процессуальный отвод, лишение права возражать; преддоговорная ответственность, снятие корпоративной вуали, бенефициарная собственность, законное ожидание и так далее. Эти доктрины просто необходимы гражданскому праву РФ.
– Например, снятие корпоративной вуали – это ситуация, когда юридическое лицо накопило долг, но у него нет имущества, которое бы в счет долга мог забрать кредитор. Однако есть учредитель, у которого имеется собственное имущество. Эта доктрина и принцип добросовестности позволяют взыскать деньги не с юридического лица, а с учредителя, который его контролирует. Вот таких интересных конструкций не могло бы существовать, если бы не было принципа добросовестности, закрепленного в законе, – объясняет юрист.
Оригинальность исследования Тихона Подшивалова заключается в том, что принцип добросовестности не рассматривается как моральная или этическая категория. Исследование проводится на основе экономического анализа права. Это новое явление в юриспруденции – law and economics, где во главу угла ставятся имущественные потери.
– Дело в том, что при современном развитии гражданского оборота и профессионализме юристов найти грань между нарушением и соблюдением закона формально достаточно сложно. Получается, что у нас есть «серая зона», где формально закон соблюден, но есть негативные последствия: убытки, имущественные потери. Вот эта «серая зона» в России никак не была урегулирована. Вводя принцип добросовестности, мы можем сказать: совершать определенные действия, которые формально не нарушают норму права, но имеют негативные последствия, нельзя! – уточняет Тихон Петрович.
Тихон Подшивалов и его лаборатория совместно с кафедрой гражданского права и гражданского судопроизводства активно сотрудничают по этому вопросу с Арбитражным судом Челябинской области. Совместно уже подготовлено два обзора судебной практики по процессуальным злоупотреблениям и по нормам закона, которые позволяют его обойти. Сейчас ученый планирует сотрудничество с Нотариальной палатой по вопросам наследования с отчуждением долей в жилых помещениях и так далее. Это делается для того, чтобы юристы могли создать базу для дальнейшей ликвидации «серых схем», которые действуют на грани нарушения закона.