Понедельник, 25 Ноября 2024

Понять механизмы питания

Четверг, 01 июня 2017 00:00   Екатерина КУЗНЕЦОВА
Понять механизмы питания Фото Олега ИГОШИНА

В конце мая университет с рабочим визитом посетил заведующий лабораторией нейрофармакологии Центра бионаук Словацкой академии наук в Братиславе, доцент кафедры пищевых и биотехнологий Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Илья Владимирович Дременков, который прочитал две лекции, посвящённые правильному питанию и физической активности.

– Илья Владимирович, вы читаете лекции на тему нейропсихофизиологии питания. В чём важность изучения этого вопроса?

– В наше время, буквально за несколько последних десятилетий, прозошла, возможно, уникальная эволюция не только человеческого рода, но и всего живого мира. Сегодня намного больше людей гибнет от переедания, чем от недоедания – сложно себе представить, но это правда. Это уникальная ситуация, которой еще не было в человеческой истории. Все живые существа заняты поисками пропитания – и не всегда эти поиски бывают удачными. У человека, который располагает бóльшими пищевыми ресурсами, чем ему необходимо для нормального потребления, возникают психологические, соматические и медицинские проблемы. Кроме того, мы сейчас едим в основном переработанную пищу. У человека, как и у любого живого существа, в ходе эволюции выработался механизм, побуждающий находить и потреблять именно те продукты, именно те нутриенты, которые организму нужны в настоящий момент. Механизм этот рассчитан был на натуральные продукты и не всегда срабатывает с нынешней, высокопереработанной едой. Поэтому нарушения питания стали чрезвычайно распространенной проблемой – и она связана с очень многими психическими и соматическими заболеваниями, которые являются одной из главных причин нетрудоспособности в наше время.

– Как давно вы изучаете эту тему?

– Относительно недавно. Раньше я занимался проблемами депрессии и механизмами действия антидепрессантов. В процессе их изучения мы, можно сказать, случайно столкнулись с механизмами, которые играют роль и в регуляции питания. Считаю это очень важной темой. То, что мне год назад предложили занять место здесь, на кафедре пищевых и биотехнологий, – большая честь для меня, это открывает новые возможности для продолжения научной работы в этой области.

– Вы также изучаете влияние физической активности на центральную нервную систему. Сегодня многие ведут сидячий образ жизни – как это может повлиять на здоровье?

– Это две стороны одной проблемы. Обычно во всем живом мире, чтобы достать энергию, нужно сначала вложить энергию, по системе инвестиций и последующего дохода с нее. Этот механизм работает на уровне клетки, организма, вида. В течение всей истории большинство людей получали минимальное количество нутриентов – только для того, чтобы выжить. И в случае даже самого малого природного или социального катаклизма – будь то неурожай или война – множество людей гибло от голода. Сейчас, в результате научно-технической революции, которая в нынешнем десятилетии достигла своего пика, мы находимся в ситуации, когда чтобы получить необходимое количество нутриентов не нужно вкладывать физическую энергию. Более того, в развитых индустриальных странах сейчас более половины населения занято не физическим трудом, а разного уровня умственной деятельностью. В условиях высокотехнологичного производства даже те, кто формально занимается физической работой, не применяют чисто мускульную силу. Поэтому человеку нужно не только вкладывать свою энергию, чтобы добыть питание, но и находить время, свободное от добычи средств к существованию, чтобы посвятить его физической активности. Не всем это удается, не все мотивированы на это – как в смысле питания, так и в смысле физических упражнений. Считаю, что эту проблему можно решить, используя только научные методы. Следует изучить механизмы центральной нервной системы, регулирующие наше питание и физическую активность, и благодаря этому понять, как можно разрешить проблему низкой физической активности и чрезмерного потребления энергии, которые приводят к нарушению баланса – что угрожает здоровью человечества в глобальном смысле.

– Вы, помимо прочего, являетесь доктором философии – помогает ли это в исследованиях?

– Моя степень доктора философии – это дань европейской академической традиции, где философия считалась высшей наукой, и поэтому докторская степень была исключительно по философии. Я, к сожалению, изучал только один курс. Поэтому, если перевести на российские академические реалии, я скорее кандидат биологических наук.

– Как вы, будучи доцентом кафедры пищевых и биотехнологий, планируете развивать эти области в ЮУрГУ?

– ЮУрГУ, как многопрофильный университет с технологической направленностью, – наиболее подходящее место для развития такой кафедры. Считаю, что темы, связанные с пищевыми технологиями, должны входить в базисное изучение механизмов питания, в этой области я очень заинтересован в сотрудничестве с ЮУрГУ. Моя лаборатория в Академии наук в Словакии могла бы осуществлять совместные исследования в области изучения нейробазисных нервных механизмов питания. Поняв эти механизмы, их уровни, разобравшись, какие нервные стимулы побуждают к потреблению той или иной пищи, мы в будущем сможем выработать наиболее подходящие технологии для правильного питания. Также было бы полезным сотрудничество между кафедрой пищевых и биотехнологий и Институтом спорта, туризма и сервиса. Потому что, как я уже говорил, питание и физическая активность – это две стороны одной медали.

Прочитано 3291 раз Рубрика: [ Наука и инновации ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *