Полутораминутный ролик зовет зрителей в путешествие в глубь веков вслед за главным героем картины – увлеченным историей студентом. Члены съемочной группы поделились впечатлениями о работе над фильмом.
– …Мне вспоминается беседа с одним итальянским профессором, который утверждал, что ничего у нас нет интересного в исторической науке. Дескать, из значимых событий было только татаро-монгольское завоевание – и все. Я не стал ему возражать, потому что не имел материалов, на которые бы мог сослаться. Но тогда впервые задумался об организации работы в этом направлении, – рассказывает автор идеи и генеральный продюсер фильма, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель проектов «История Южного Урала» и «Южный Урал. Следы веков» Герман Вяткин. – Был и второй импульс. Как-то разговаривал с молодым человеком, который заявил: «Да зачем мне эта история!? Какая разница, кто был царем?». Я понял, что отсутствие интереса к истории – большое препятствие на пути развития, и решил серьезно заняться систематизацией летописи региона. Двадцать лет мы добывали материалы. Восьмитомник «История Южного Урала» и фильм «Южный Урал. Следы веков» популяризируют этот фундаментальный труд, позволяют по-новому взглянуть на наше историческое наследие.
– Мы сознательно ушли от стандарта, шаблона. Все подано через ощущения героя. Благодаря этому большой массив исторической информации воспринимается легко, – поясняет исполнительный продюсер картины, директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» Сергей Гордиенко. – Не случаен и выбор хронометража. Для молодого зрителя это особенно важно. Долго смотреть информативно насыщенный фильм очень сложно. Наша лента длится полчаса. И это время, по откликам первых зрителей, проходит стремительно. В памяти остаются образы края и университета. В процессе работы над фильмом каждый член съемочной группы чему-то учился. Наши студенты – режиссер картины Матвей Шолохов и оператор Даниил Рукавицын – порадовали творческими находками.
– С точки зрения оператора, фильм невероятно сложный! – говорит оператор-постановщик ленты Даниил Рукавицын. – Огромная благодарность команде, которой пришлось доставлять до далеких и совершенно диких природных локаций тяжелую дорогостоящую технику! Сразу вспоминается Таганай. Высота 1170 метров, ночь, темнота, на нас – огромное количество сумок, а внизу груда курумников, и не видно ни одной отметки тропы... Впрочем, логистические сложности для команды – не единственная проблема. Для меня как для оператора-постановщика появлялись вызовы, влияющие на качество результата на экране. Натурная съемка – это постоянно меняющиеся облачность, жесткость солнца, неровная поверхность, холод, жара, дожди, туман, грязь и прочие природные прелести. Но, несмотря на большое количество проблем, зрители нашего фильма никогда не узнают, с чем нам пришлось столкнуться и почему было так сложно. А это главный показатель целостности и качества нашей работы.
– При первом просмотре фильма испытал смешанное чувство – и радость, и грусть. Скажу честно, в некоторые моменты во время съемок ну прямо очень тяжело было, – вспоминает исполнитель главной роли, студент ЮУрГУ Сергей Качко. – А когда смотришь фильм, все это забывается. Вспоминается только хорошее, смешные моменты. На Аркаиме, к примеру, на ранней заре я пытался рукой провести по траве, а в кадр не попадал. Мы были злые и сонные (смеется). На горе Шаманка по спирали, выложенной камнями, долго ходил какой-то мужчина во всем белом. Мы пытались сделать так, чтобы его не было в кадре. А когда пришло время вести съемки с коптера, оператор подошел к этому человеку и вежливо попросил отойти, дать возможность сделать нужные кадры. При этом мужчина просто прошел мимо, сделав вид, что нас для него не существует (смеется). А порой было действительно страшно… Когда пришли на Зюраткуль, увидели большие волны. Сотрудники лодочной станции предупредили, что лодку может перевернуть. Глубина там серьезная, а я… плавать не умею. Ну, думаю, справлюсь как-нибудь, не подводить же съемочную группу. На реке Ай я вообще попал в сильное течение. Гребу-гребу – а лодка с места не сдвигается. Потом каким-то чудом вырулил. Вообще, когда меня пригласили на роль, сразу предупредили, что о личной жизни придется на время позабыть. Так что не надеялся, что будет легко. Те испытания, с которыми мы столкнулись, включая десятичасовой подъем с тяжелым грузом под дождем на Таганай, принял как должное. А вот природа Южного Урала оказалась еще прекраснее, чем я ожидал!
Премьера фильма «Южный Урал. Следы веков» состоится в сентябре в одном из кинотеатров Челябинска. Нет сомнений, что, посмотрев картину, зрители по-новому оценят красоту и значимость нашего удивительного края.