– Каким вы представляете себе университет будущего?
Жак де Чампчеснель: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять во внимание роль университета. В первую очередь, молодые люди в вузе взрослеют. Это уникальный период в жизни человека – конечно, далеко не каждого на Земле, – когда он становится материально независимым и приучается самостоятельно мыслить. Важным элементом взросления является выбор своего будущего, поиск своего карьерного пути и своего места в обществе. Университет символизирует этот переход от подростка к взрослому. Но я бы хотел заострить внимание на другой роли вуза. Нужно помнить о разных стейкхолдерах: студентах и их семьях, сотрудниках вуза и работодателях. На что обращают внимание работодатели? Как происходит рекрутинг? Когда мы беседуем с родителями студентов, их тревоги связаны с будущим: что будет с ребенком после окончания университета? Работодатели могут ожидать чего-то нового, доверять или не доверять действующей системе, интернализировать университет, рассматривать кандидатов, обладающих навыками, которые они приобрели в течение всей жизни, а не только в период между юностью и взрослостью. Бывает так, что человек работает, затем приходит в вуз за конкретными знаниями. Университету необходимо понимать, что студенческие годы – не просто момент в жизни. Сегодня многие люди идут учиться, потом устраиваются на работу, а затем снова возвращаются к учебе. И нужно приспосабливаться к такой среде, соответствовать интересам и требованиям работодателей, потому что именно на них ориентируются студенты. Они хотят найти такой вуз, который поможет им войти во взрослую жизнь, построить карьеру и светлое будущее.
– Каковы обязательные элементы современной системы высшего образования?
Жак-Фэзан де Чампчеснель: В первую очередь, нужно понять, что мы подразумеваем под словом «современный». Понятие современности всегда относительно. Современный относительно другого периода? Через двадцать лет то, что сегодня современно, станет устаревшим. Мы можем ограничить понятие «современный», подразумевая под устаревшей системой такую, в которой не было мобильности студентов и мобильности знаний благодаря технологиям и цифровой революции. Сегодня благодаря МООКам, онлайн-образованию и студенческой мобильности знания перемещаются гораздо быстрее. Когда я рос, а это было давно, образование было более «национальным». За последние двадцать лет оно стало мировым. Будущие студенты рассматривают вузы уже не только своего региона или страны, а всего мира. Это ключевой момент, на который стоит обращать внимание. Конечно, университеты сталкиваются с проблемой языка, необходимостью взаимодействовать с людьми из разных стран. Сегодня английский является такой же «лингва франка», как во времена Римской империи – греческий, а впоследствии латынь. И если мы этого не принимаем – нужно жить в другую эпоху. Однако это не значит, что мы должны пренебрегать другими языками. Язык – необходимый элемент современного высшего образования, средство общения с миром, поэтому изучение языков крайне важно. Но этого недостаточно. Язык – часть культуры, образа жизни людей, их менталитета. Он накладывает отпечаток на способ преподавания, на образование в целом. Поэтому профессор российского университета не может одинаково взаимодействовать со студентами группы, прибывшими, например, из Франции, Британии, Австралии, Китая, США, Бразилии и Кении. Здесь необходим совершенно иной подход, нежели к группе, состоящей из российских студентов. Таким образом, умение взаимодействовать с представителями разных культур – один из ключевых элементов и вызовов для университета будущего.
– Согласны ли вы с мнением, что сегодня университетам важно найти баланс между сохранением стандартов и поддержкой гибкой структуры образования?
Шади Хияжи: Это один из самых актуальных вопросов, ответ на него пытаются найти вузы всего мира. С одной стороны, университет является инструментом передачи знаний от поколения к поколению, а с другой – вузам необходимо находить решения для будущего, а не прошлого. Сейчас мы видим активное развитие новых способов обучения, таких как МООКи, онлайн-обучение. Студенты сегодня размышляют так: «Зачем мне традиционная учеба, когда я могу зайти на YouTube и найти всё, что мне нужно»? Это говорит о том, что их менталитет меняется. В то же время университет дает возможность воспитать в себе дисциплину, умение доводить работу до конца. Дисциплина возможна только в структуре. Поэтому успешный вуз всегда будет пытаться найти баланс между гибкостью и формальной структурой, позволяя студентам быть креативными, инновационными и современными – и в то же время готовя их к серьезной работе, взрослой жизни: ведь успех не достигается легко и быстро, нужно сосредоточиться, предпринять усилия. Традиционный метод преподавания, структура, выстраивает мост между ожиданиями людей, которые концентрируются только на решении проблемы, и реальностью. Сегодня все вузы мира ищут способы эффективно совместить эти стороны.
– Когда-то главу исследовательского центра QS Бена Соутера спросили: «Неужели мировой рейтинг QS не оценивает публикации на родном языке?». Как вы можете прокомментировать этот вопрос? Ведь он волнует и наш вуз.
Шади Хияжи: Это абсолютно не так. Компания QS всегда использовала самый популярный инструмент для отслеживания международных исследований – базу данных Scopus. Мы искали такой инструмент, который бы рассматривал публикации не только на английском, но также на русском, на арабском, на всех языках. Scopus – база данных для всего мира. Почему мы используем ее? Мы с вами говорим о международном рейтинге. Если бы я занимался рейтингом только для России, то мог бы оценить все российские вузы по одной шкале. Но если задача состоит в том, чтобы сравнить вузы всего мира, необходим такой авторитетный источник, который бы включал всех, принимая во внимание статьи на местном языке. Конечно, в базе Scopus можно найти множество российских журналов, которые принимают статьи на русском. Но чтобы зарубежные ученые могли понять, о чем ваша статья, нужно обязательно написать краткую аннотацию на английском. Scopus – честный инструмент для сравнения вузов всего мира. Еще один важный момент: даже если у вас выдающееся исследование, публикация на родном языке, будь то русский, китайский или арабский, ограничит аудиторию, которая сможет прочесть вашу статью. Сегодня английский язык относится не столько к определенной культуре, сколько является средством международного общения. Мои коллеги и я это поддерживаем. Публикация в мировых журналах, индексируемых базой данных Scopus, подразумевает охват более широкой аудитории. Если статья написана по-русски, то аннотация на английском поможет зарубежным ученым понять, важно ли им сотрудничество с вами. Думаю, это хороший проект, и мы помогаем базе Scopus в его продвижении.
– Как вы думаете, на чём ЮУрГУ прежде всего должен сосредоточить внимание, чтобы принести наибольшую пользу своим стейкхолдерам?
Шади Хияжи: Могу ответить одной фразой: «ЮУрГУ, пожалуйста, слушайте». Что я имею в виду? ЮУрГУ – это университет с богатым наследием. Этот вуз десятилетиями вносил значительный вклад в развитие региона и страны. Его уважают, каждый понимает его значимость в развитии науки. Но иногда мы начинаем слишком гордиться собой и забываем смотреть на то, что происходит вокруг. Мой совет: все сотрудники университета, руководящий состав, профессора и студенты должны смотреть, что происходит в мире, чтобы удостовериться, что университет отвечает на актуальные вопросы. Профессорам необходимо отслеживать, какие проблемы возникают в экономике, в компаниях и исходя из этого выстраивать учебный план, составлять программы. Руководству вуза необходимо следить за тем, что делают зарубежные и российские университеты, а затем предлагать лучшие продукты, отмечать проблемы региона и страны, чтобы ученые ЮУрГУ решали их. У меня нет сомнения, что ЮУрГУ – адаптивный и инновационный вуз, который способен помочь разрешить многие проблемы сегодняшнего мира. Начните с того, чтобы слушать, ведь инновации и креативность уже заложены в ДНК этого университета.