Четверг, 21 Ноября 2024

Искусство контакта

Четверг, 06 декабря 2018 00:00   Милана ГАЛЯУТДИНОВА, СГ-403

О том, как поддержать человека на пути к цели, помочь ему измениться и изменить жизнь, о своем пути к психологии, проекте и команде рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования Елена Владимировна Гудкова.

– Как вы пришли в психологию?

– В психологию я пришла не сразу. Первое высшее образование, в области экономики и социологии труда, я получила в Челябинском государственном университете. А потом поняла, что экономика – это не мое, что меня привлекают не цифры, а люди.

Моя дипломная работа несколько не вписывалась в экономический формат – скорее, носила социально-психологический характер: тема была связана с профессиональным отбором и расстановкой кадров. В процессе работы над дипломом, сбора материалов я познакомилась с Зинаидой Александровной Шакуровой, которая на тот момент возглавляла кафедру прикладной психологии. Решила идти на второе высшее. Поступала в ЧПИ – а заканчивала уже ЧГТУ.

– Почему вы решили, окончив вуз, стать преподавателем?

– Когда мы заканчивали программу переподготовки для специалистов с высшим образованием – так это тогда называлось, – Николай Алексеевич Батурин уже активно готовился к открытию факультета. Зинаида Александровна предложила мне поработать на вновь открывающейся кафедре. Я согласилась. Для меня это было воплощение мечты. Когда я приехала из Сибири в Челябинск поступать в вуз, психологов не готовили ни здесь, ни в других городах поблизости. Только в Москве, Санкт-Петербурге и еще паре-тройке крупных городов. И когда я узнала, что на базе вуза, где я учусь, откроется психологический факультет, для меня это было очень большой радостью. Я понимала: здесь соберутся лучшие специалисты, какие только есть в городе, и для меня это был шанс оказаться среди них и учиться у них. Так и пошло. Преподаю на факультете уже 22 года.

– Что изменилось в ЮУрГУ за время вашей преподавательской деятельности?

– Легче сказать, что осталось неизменным: имидж прогрессивного, уважаемого, фундаментального учебного заведения. Здесь всегда присутствовал академический дух, удачно сочетались научно-исследовательские и педагогические традиции; это было пространство людей ищущих, ориентированных прежде всего на общечеловеческие ценности.

– Расскажите о своих учебных пособиях – сколько их?

– Они есть, их довольно много. Но в какой-то момент я перестала делать печатные пособия: поняла, что уже нет смысла, поскольку образование быстрыми темпами переходит в онлайн-среду, а информация быстро устаревает. Теперь в основном создаю свои курсы и готовлю методические материалы в электронном виде. Для меня сейчас основной инструмент работы – «Электронный ЮУрГУ», в настоящее время у меня на этом портале есть полностью разработанные курсы по пяти дисциплинам. Плюс курсы, которые я создавала, когда «Электронного ЮУрГУ» ещё не было и мы использовали Google-платформу. У нас там есть некоторое количество учебно-информационных сайтов, которые сейчас храним для памяти, потому что многое уже отчасти перенесено, отчасти переработано: идет постоянное движение – материал изменяется, дополняется, совершенствуется.

– Знаю, что вы сами создаёте психологические тренинги. Расскажите о наиболее запомнившемся тренинге, который вы проводили в ЮУрГУ.

– Для нас написание тренингов – это текущая работа, их никто не считает. Появляется новый курс, заказ на заводе или в консалтинговой компании – пишется новый тренинг. Каждая группа – это новый тренинг. Это всё равно, что спросить, сколько психологических консультаций я провела. Да, есть клиенты, с которыми я работаю годами, за это время они прошли огромный путь личностного развития, в корне изменили свою жизнь, но для меня успех скорее измеряется такими историями, нежели количеством консультаций. Точно так же и с тренингами. Для меня, может быть, наиболее интересной и любимой является программа повышения квалификации, которую мы разработали около десяти лет назад для студентов факультета психологии, психологов и специалистов помогающих профессий. Изначально он назывался «Базовые навыки психологического консультирования», сейчас – «Психологическое консультирование: основные инструменты работы психолога-консультанта». По сути, это ключевые консультативные навыки. И, как оказалось, этот курс важен не только для тех, кому из-за недостатка практического опыта трудно начать собственную психологическую практику. Он востребован у преподавателей вуза, которым важно наладить взаимодействие со студентами, специалистами, заказчиками, порой приходят не только юристы и лингвисты, но и люди технических специальностей. Есть те, кто чувствует, что «вырос» из основной профессии, и хочет попробовать себя в психологической сфере, а есть те, кто просто понимает, что для эффективной работы с клиентом, например, в юридической консультации, очень важно поддерживать с ним контакт, и обучаются этим технологиям. Кто-то занимается репетиторством – там тоже очень важно грамотно выстраивать отношения и с самим учащимся, и с его родителями: формировать запрос, придерживаться целей, выстраивать логику работы.

Более того, идея получила свое развитие, и теперь у нас есть ещё одна программа повышения квалификации – для тех, кто ориентирован на более глубокое понимание межличностного взаимодействия в профессиональной сфере: «Логика и динамика консультативных отношений». Причём на эти курсы приходят не только начинающие, но и опытные профессионалы. Для них это, оказывается, очень важно, поскольку они хорошо освоили работу с техниками, методиками, терапевтическими подходами, – но чтобы эти техники и подходы применять, нужно выстроить надежные, терапевтичные отношения с клиентом, помочь ему увидеть свою ситуацию в новом свете. Не все, кто приходит на консультацию, готовы сразу пойти на личностные изменения: иногда это страшно, иногда на это нет сил. И очень важно поддерживать человека на пути к тому, чтобы поставить себе цель, изменить себя внутренне, изменить свою жизнь. А это возможно только в консультационном пространстве, здесь не работают терапевтические техники, здесь работает искусство контакта.

Обе программы проводятся исключительно очно и полностью в тренинговой форме. По сути, это глубинная проработка способности понимать и принимать клиента, чувствовать тонкую грань между соприсутствием и манипулятивным воздействием, отстраивание личной профессиональной позиции и индивидуального стиля профессиональной деятельности. Это – личностный рост в профессии.

– А кто работает вместе с вами?

– У нас подобралась замечательная команда: Ирина Андреевна Шляпникова, с которой мы, собственно, и делали эти программы; сейчас к нам присоединился один из первых наших выпускников, Вячеслав Валерьевич Козлов. Он в какой-то момент своей успешной бизнес-карьеры вернулся в Alma Mater, получил дополнительную подготовку, защитил кандидатскую диссертацию и теперь вместе с нами обучает студентов и ведёт курсы повышения квалификации. Научный руководитель этого большого проекта – декан факультета психологии Елена Леонидовна Солдатова, человек надёжный, всегда поддерживающий наши начинания. Я очень благодарна ей за то, что она в свое время нас подбодрила, когда мы взялись за эту идею. И вот идея воплотилась, работает, получаем очень позитивные отклики. Даже удивляешься: пишут люди не только из Челябинска, но и из Тюмени, Кургана – хотят учиться на наших курсах.

– Расскажите, пожалуйста, о своих достижениях.

– Для меня достижение – это то, что наш факультет, первый на Южном Урале, продолжает жить, несмотря на все изменения в обществе, экономической обстановке, профессиональных трендах… Сейчас так получилось, что кафедра клинической психологии вошла в состав другого института, нас формально разделили – но мы по-прежнему существуем и развиваемся бок о бок. Студенты, которые заканчивают у нас бакалавриат, поступают в магистратуру по клинической психологии, и наоборот.

– Что бы вы пожелали университету в связи с его 75-летием?

– 75 лет – замечательная, красивая дата. В масштабе человеческой жизни это довольно много, и я, как специалист в области возрастной психологии, знаю, что это такое, с какими трудностями сталкиваются люди в этом возрасте, какие мысли их посещают. Для университета, на мой взгляд, это начало пути. Он сильно меняет свой облик, приобретает новые качества, становится, возможно, более зрелым, жёстким и более целеустремлённым. Это непросто для вуза, это непросто для людей, которые здесь работают, это непросто для студентов, но это наша работа, это наш путь. Хочется пожелать родному университету пройти этот путь достойно, занять лидирующие позиции по всем параметрам и, что самое главное, никогда не останавливаться на достигнутом.

Прочитано 2600 раз Рубрика: [ Образование ]

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *