Уважаемые коллеги!
В настоящее время деятельность нашего университета определяется задачами Программы 5-100. В прошедшем учебном году мы работали в условиях обновленной структуры, когда почти 30 факультетов были объединены в 10 институтов и высших школ. Это был непростой процесс, за успешную реализацию которого я хочу поблагодарить проректоров Андрея Александровича Радионова и Андрея Владимировича Шмидта, а также руководителей всех институтов и высших школ.
Об итогах приёмной кампании 2017 года
Одним из важнейших показателей Программы 5-100 является уровень подготовки абитуриентов, зачисленных на первый курс. По результатам набора средний балл ЕГЭ в университете составил 67,1. По сравнению с 2016 годом он повысился на 3,71% (2016 – 64,7). Тем не менее университет не достиг заявленного показателя на 2017 год, определенного как 69 баллов. С поставленной задачей справились 44 кафедры из 96 в базовом вузе. В целом по сравнению с 2016 годом возросло количество абитуриентов с высокими баллами и сократилось количество абитуриентов с суммой баллов ниже 210 (см. таблицу 1).
Эффективным фактором, способствующим привлечению талантливых абитуриентов в вуз, является развитие олимпиадного движения. Университет является организатором Всероссийской олимпиады «Звезда», колоссальную работу по организации которой проводит профессиональная команда под руководством Юлии Олеговны Болотиной. 70% поступивших в университет на бюджет – участники этой олимпиады. 20% поступивших – участники заключительного этапа. Но из 189 победителей и призеров по Челябинской области к нам поступил 41 абитуриент. Этого мало. Наша олимпиада популярна в России. Победителей и призеров охотно принимают в столичные вузы. Чтобы привлечь призеров олимпиады в ЮУрГУ, нам необходимо, коррелируя свои замыслы с разрабатываемой сегодня стратегией развития Челябинской области, создать программу «Учись и работай на Южном Урале» по аналогии с программой Союза машиностроителей РФ «Работай в России». Предварительная договоренность с министерством образования и науки Челябинской области об этом достигнута.
Сейчас во всем мире идет очень активная борьба за качественно подготовленных абитуриентов. Вузы – участники Проекта 5-100 используют различные технологии для их привлечения. С этой целью в рамках проекта поддержки талантливой молодежи мы внедрили проект «Именная стипендия».
Первокурсники, поступившие с высокими баллами ЕГЭ (250 баллов и выше (для технических и естественно-научных направлений) и 270 баллов и выше (для гуманитарных направлений) по результатам трех экзаменов), будут получать 8000 рублей ежемесячно на протяжении первого семестра обучения – с сентября по январь включительно. Однако проект был внедрен с опозданием, в результате приток высокобалльников оказался ниже потенциально возможного. Исходя из результатов этого года, в следующем году необходимо более правильно выстроить программу привлечения талантливых абитуриентов в ЮУрГУ.
Лидерами по показателю «средний балл ЕГЭ» оказались следующие кафедры:
- «Журналистика и массовые коммуникации» – 86,7 (Людмила Петровна Шестеркина);
- «Лингвистика и перевод» – 84,6 (Тамара Николаевна Хомутова);
- «Системное программирование» – 83,9 (Леонид Борисович Соколинский);
- «Русский язык и литература» – 81,6 (Елена Владимировна Пономарева);
- «Дизайн и изобразительные искусства» – 81,2 (Дмитрий Николаевич Сурин);
- «Международные отношения и зарубежное регионоведение» – 81,0 (Людмила Ивановна Шестакова);
- «Строительные конструкции и сооружения» – 80,5 (Максим Владимирович Мишнев);
- кафедры Высшей школы экономики и управления направлений «Экономика» и «Менеджмент» – 81,5 (директор высшей школы – Ирина Петровна Савельева);
- кафедры Юридического института направления «Юриспруденция»– 82,8 (директор института – Александр Николаевич Классен).
Наибольшую динамику увеличения среднего балла ЕГЭ продемонстрировали следующие кафедры:
- «Системы автоматического управления» – 21,43% (Владимир Иванович Ширяев);
- «Инфокоммуникационные технологии» – 9,62% (Станислав Никифорович Даровских);
- «Летательные аппараты» – 9,34% (Владимир Григорьевич Дегтярь);
- «Отечественная и зарубежная история» – 7,88% (Ольга Юрьевна Никонова).
Однако есть и кафедры, у которых балл ЕГЭ снизился.
Внебюджетный набор проходил в сложных условиях: Министерство образования и науки подняло минимальную стоимость по очной форме обучения на 30%. Тем не менее Высшая школа электроники и компьютерных наук набрала на 30% студентов больше, чем в прошлом году (директор – Глеб Игоревич Радченко). Миасский филиал в тяжелых конкурентных условиях набрал даже чуть больше, чем в прошлом году (директор – Игорь Вячеславович Войнов). В ряде высших школ и институтов показатель снизился: Высшая школа экономики и управления – 71% от прошлого года, Юридический институт – 77%. Общий итог по очной форме обучения – 75% от показателя прошлого года. Но общая сумма средств, полученных от абитуриентов, поступивших на договорной основе, не уступает уровню прошлого года. Показатели набора по заочной форме соответствуют уровню прошлого года (на конец августа). Ряд высших школ и институтов показатели даже превысили: Архитектурно-строительный институт – на 47% выше (Дмитрий Владимирович Ульрих), Высшая медико-биологическая школа – на 36% (Вадим Эдуардович Цейликман, Ирина Юрьевна Потороко), Высшая школа экономики и управления – на 36% (Ирина Петровна Савельева).
В целом можно отметить, что результаты приемной кампании в сложившихся непростых условиях можно оценить как неплохие. Теперь важно решить следующую задачу – сохранить контингент студентов. Министерство жестко урезает финансирование за отчисление более 10% студентов. Все кафедры должны понимать важность решения этой задачи. И в этом нет ничего невозможного, необходимо изучать и распространять опыт лидеров в этом направлении: успешно решила задачу обучения математике без задолженностей Алевтина Викторовна Келлер.
В прошлом учебном году был запущен проект элитного образования. Его цель – подготовить высококлассных специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Руководитель Центра элитной подготовки – Александр Дмитриевич Дрозин. Было сформировано 14 групп. Но проект идет тяжело, наблюдается большой отток студентов. Основные причины – перегрузка в начальный период обучения и недостаточная мотивация. Проблемы связаны с тем, что у нас до сих пор нет ясности в части программ элитной подготовки, слабо налажена связь с работодателями, недостаточно активно внедряется проектный подход в обучении. Руководителям институтов и проректорам по учебной работе необходимо взять важный для нас проект элитной подготовки под особый контроль. Успешность элитного образования наряду с прочими показателями является дополнительным инструментом привлечения высокобалльников.
В прошлом учебном году мы начали углубленную языковую подготовку бакалавров: количество зачетных единиц было увеличено в 2,5 раза. Но это было сделано за счет изменения учебных планов, в которых не осталось ресурсов для сокращения. Поэтому необходимо продолжать интенсифицировать языковую подготовку за счет факультативных занятий. Ректорат выделил на это дополнительные ставки. В новом учебном году планируется осуществлять углубленную подготовку по иностранному языку в магистратуре. Мы начинаем с тестирования и сформируем дополнительные языковые группы, укомплектованные в первую очередь из магистрантов, ориентированных на аспирантуру.
Кроме этого, сегодня университет стоит перед необходимостью серьезных изменений в организации учебного процесса. Чтобы готовить лидеров, мы должны разработать стратегию привлечения талантливых абитуриентов, обеспечить возможность их развития. С этой целью стоит обратить внимание на кастомизацию, индивидуализацию образовательного процесса – обеспечить талантливым студентам индивидуальные траектории обучения. Сегодня это мировой тренд. В России пока такой опыт отсутствует. Основой такого подхода является электронное обучение, где у нас есть хороший задел. Первым этапом могут стать адаптивные курсы – курсы, в которых последующий материал предлагается студенту на основе оценки усвоения предыдущего. Сегодня известен лишь один успешный эксперимент – в Гарварде. У нас под руководством Александра Алексеевича Демина в прошлом учебном году разработано восемь таких учебных курсов, и в новом учебном году мы запустим их в экспериментальный учебный процесс. Далее для индивидуализации нам необходима база электронных курсов, которую можно создать оцифровкой имеющихся курсов в рамках различных профилей, которых в нашем вузе значительное количество.
К реализации этого направления мы подошли на основе работы в предыдущие годы. В прошлом году в университете было организовано повышение квалификации преподавателей по восьми новым курсам, таким как «Разработка кастомизированных курсов», «Адаптивное тестирование», «МООК – современные формы обучения» и другие. По ним прошли обучение 255 преподавателей. С сентября Ириной Михайловной Кирпичниковой запускается МООК по альтернативным источникам энергии. В прошлом году мы также создали студию по записи МООКов. За эту талантливую работу, видение перспективы и смелость в решении таких сложных задач я хочу поблагодарить Александра Алексеевича Демина.
Кроме этого, для совершенствования образовательного процесса в ЮУрГУ нужно внедрять проектный подход, прежде всего в инженерном элитном образовании. Необходимо также создавать образовательные программы совместно с ведущими университетами России и мира. В прошлом учебном году такие программы были созданы в рамках проекта Erasmus по информационным технологиям (руководитель – Игорь Леопольдович Кафтанников). Подобная программа продолжается на архитектурно-строительном факультете (руководитель – Дмитрий Владимирович Ульрих). Совсем недавно мы выиграли еще два конкурса (профессор Евгений Анатольевич Лазарев по двигателям и Андрей Александрович Радионов по мехатронике).
О научной работе
Важным показателем в плане научной работы является количество публикаций в базах данных Web of Science и Scopus. Количество публикаций за последние три года (см. таблицу 2).
По количеству публикаций мы уже сегодня выполнили план 2017 года. По качеству публикаций также наблюдается положительная динамика. Так, в журналах по импакт-фактору ТОП 10% и ТОП 25% (Q1) результаты следующие: в 2016 году: ТОП 10 – 21, ТОП 25 (Q1) – 61; в 2017 году: ТОП 10 – 25, ТОП 25 (Q1) – 60.
Несмотря на то что год еще не закончился, количество публикаций в журналах высокого уровня Q1 на одного НПР достигло показателя прошлого года, а по ТОП 10% показатель превзойден.
Передовые кафедры по количеству публикаций в базе Scopus за 2016 год (см. таблицу 3).
При анализе публикационной активности сотрудников университета за 2016/2017 учебный год становится очевидно, что по сравнению с прошлым учебным годом количество публикаций возросло на 170% в Web of Science и на 40% в Scopus (см. таблицу 4).
Еще одним важным показателем научной деятельности является цитируемость публикаций. При этом показателем качества является цитируемость без самоцитирования. Показатели цитируемости по университету (см. таблицу 5).
Лидеры среди кафедр по цитируемости публикаций (см. таблицу 6).
Рейтинг самых цитируемых авторов публикаций 2016 года (см. таблицу 7).
Университет стал в 2017 году лидером по публикационной активности в высокорейтинговых журналах (ТОП 10%) среди вузов второй волны Проекта 5-100. Динамика публикационной активности в зависимости от рейтинга журнала приведена в таблице 8 по состоянию на август 2017 года:
Эта динамика демонстрирует, что наибольшее удельное количество цитат дают публикации в журналах Q1 (ТОП 25% по импакт-фактору). Поэтому необходимо сосредоточить усилия на создании таких публикаций. Участие в различных конференциях, в том числе и международных, практически не дает цитат. Однако наши внутренние конференции могут давать хорошее цитирование. Характеризуя подобную успешную практику, хочу отметить Андрея Александровича Радионова, который организовал наши конференции с вхождением в международные базы данных и умело добивается цитирования. Этот опыт необходимо освоить в масштабах всего университета.
Меры, принятые для развития науки в предыдущий период
С целью вывода научной деятельности университета на мировой уровень в отношении результативности научных исследований, а также обеспечения прорывов мирового уровня по приоритетным направлениям исследований созданы восемь научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих мировых ученых:
- Лаборатория миграционных исследований (Джефри Франк Сахадео, Канада);
- Лаборатория молекулярной электроники (Вольфганг Хаазе, Германия);
- Лаборатория многомасштабного моделирования полифункциональных соединений (Артём Эдуардович Масунов, США);
- Лаборатория нейрогепатологии (Джулио Личинио, Австралия);
- Лаборатория синтеза и анализа пищевых ингредиентов (Шириш Сонауайн, Индия);
- Лаборатория научных потоков работ (Андрей Николаевич Черных, Мексика);
- Лаборатория технической самодиагностики и самоконтроля приборов и систем (Манус Патрик Генри, Великобритания);
- Лаборатория механики, лазерных процессов и цифровых производительных технологий (Филипп Бертран, Франция).
По результатам создания лабораторий опубликовано 11 статей в базах данных Scopus и Web of Science в первом квартиле; подана заявка в Российско-Австрийский фонд; поданы три заявки на участие в конкурсе РНФ; подана заявка на участие в конкурсе в рамках госзадания; выиграна заявка в DAAD.
В 2016 году организован конкурс «Постдок ЮУрГУ» на привлечение в научные коллективы университета молодых и амбициозных отечественных и зарубежных ученых. Проведён внутренний этап конкурса: выбрано 13 научных проектов.
По результатам конкурса в 2017 году принято на работу девять постдоков. Большинство из них – семь человек – имеют степень PHD по химии. Это ученые из университетов: России (МГУ), США, Беларуси, Болгарии (Институт полимеров Болгарской академии наук), Хорватии (Университет Загреба), Нигерии (Университет Ибадана), Южной Африки (Университет технологий города Дурбана), Индии (Университет Анны).
В 2016, а также 2017 году в университете организованы конкурсы с целью поддержки молодых ученых, аспирантов и студентов. По результатам конкурсов выделено 62 гранта для молодых ученых и 159 грантов для аспирантов и студентов:
- конкурс по поддержке молодых ученых. Требование – статья в ТОП 25% Web of Science или Scopus. Грант 400 тысяч рублей – 45 победителей;
- конкурс для аспирантов. Требование – статья в Web of Science или Scopus. Грант 200 тысяч рублей – 45 победителей;
- конкурс для студентов. Требование – регистрация объектов интеллектуальной собственности или публикация в Web of Science или Scopus. Грант – 50 тысяч рублей – 20 победителей.
Общая сумма грантовой поддержки превысила 20 миллионов рублей.
Все НПР зарегистрированы в сети Research Gate, которая позволяет выстроить процесс обмена между учеными в рамках их научных направлений. Необходимо добиться, чтобы каждый сотрудник университета активно пользовался этим ресурсом.
В ЮУрГУ был организован и заработал Офис академического письма. В результате создана система обучения академическому письму, внедрена система тьюторской поддержки публикационной активности, создана система консультирования авторов. Руководитель – Олеся Ильясовна Шарафутдинова.
Создан Центр переводов, сотрудники которого помогают НПР с переводом статей и докладов на английский язык. Руководитель – Динара Калымжановна Бисимбаева.
Мы продолжаем продвигать наши издания в международные базы данных:
1. Журналы «Вестник ЮУрГУ. Серия “Математическое моделирование и программирование”» и «Вестник ЮУрГУ. Серия “Человек. Спорт. Медицина”» включены в Web of Science (база Emerging Sources Citation Index). Ответственные редакторы – Георгий Анатольевич Свиридюк и Александр Петрович Исаев.
2. Журнал Journal of Computational and Engineering Mathematics включен в международную математическую реферативную базу Американского математического общества MathSciNet и в международную справочную систему по периодическим и продолжающимся изданиям. Ответственный редактор – Алевтина Викторовна Келлер.
3. Журнал Supercomputing Frontiers and Innovations включен в международную справочную систему по периодическим и продолжающимся изданиям и в каталог журналов открытого доступа DOAJ (Directory of Open Access Journals). Ответственный редактор – Леонид Борисович Соколинский.
Руководит этим процессом Елена Владимировна Гераскина.
Но в соответствии с «Дорожной картой» Программы 5-100 в плане публикационной активности нам необходимо выйти на такие показатели (см. таблицу 9).
Эти данные свидетельствуют о том, что нам нужен прорыв в публикационной активности. На чем он должен основываться?
Во-первых, тематика исследований должна соответствовать глобальным научным трендам. С этой целью необходимо провести ревизию наших научных направлений.
Во-вторых, нужно создавать на этой основе коллаборации с учеными с мировыми именами, в первую очередь с учеными из институтов РАН, а также с зарубежными учеными. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты взаимодействия с Институтом минералогии, нашими зарубежными партнерами. Университет будет оказывать с этой целью материальную поддержку.
В-третьих, нужно концентрироваться на публикациях в журналах первого квартиля, исключать публикации в низкорейтинговых изданиях.
В-четвертых, необходимо более эффективно использовать ресурс наших журналов и конференций.
В-пятых, нужно активнее привлекать к решению этой задачи молодых ученых и аспирантов.
Назрела необходимость создания службы «одного окна» по ранжированию статей в журналы, соответствующие выбранным научным направлениям предметных рейтингов QS.
Есть смысл в активизации участия сотрудников ЮУрГУ в ключевых международных научных мероприятиях, ориентированных на продвижение университета в предметных рейтингах QS.
Об оплачиваемой науке
В 2016 году объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника составил 384,9 тысячи рублей при плановом значении 350 тысяч рублей на одного НПР. На текущий момент законтрактовано 754 182 тысячи рублей, что составляет 426 тысяч рублей на одного НПР, или 106% от планового значения 2017 года, равного 400 тысячам рублей. В соответствии с программой повышения конкурентоспособности («Дорожной картой») к 2020 году объем НИОКР на одного НПР составит 1200 тысяч рублей, то есть он должен быть увеличен в три раза.
Я хочу отметить наиболее успешных сотрудников университета, которые ведут крупные научные проекты:
- Андрея Владимировича Келлера;
- Сергея Дмитриевича Ваулина;
- Илью Валерьевича Чуманова;
- Льва Сергеевича Казаринова;
- Елену Владимировну Харченко;
- Дмитрия Александровича Шнайдера;
- Владимира Николаевича Бондаря;
- Владислава Евгеньевича Лазарева;
- Андрея Александровича Радионова;
- Геннадия Георгиевича Михайлова;
- Марину Николаевну Самодурову;
- Юрия Владимировича Рождественского;
- Оксану Сергеевну Нагорную;
- Джалала Аминуловича Мирзаева.
Продолжается научный грант с Индией по технологии (руководитель – Александр Анатольевич Дьяконов).
Кроме того, мы подготовили два крупных инфраструктурных проекта. В сентябре открывается Центр цифровой инженерии (совместно с компанией Siemens). Аналогов таких центров в стране сегодня нет. Это заслуга Андрея Владимировича Келлера. Мы также открываем Центр аддитивных технологий (с SMS group). Средства на его открытие привлекла Марина Николаевна Самодурова.
Университет нашел индустриального партнера в области цифровой индустрии. Им стал Магнитогорский металлургический комбинат. Сейчас мы находимся в преддоговорной стадии по нескольким крупным контрактам. Мы ставим задачу стать лучшими в России в этой области деятельности, тем более что эти технологии на Западе распространяются нашими непосредственными партнерами – Emerson и SMS group. Большая роль в развитии этого направления принадлежит Глебу Игоревичу Радченко. Этот положительный опыт нужно распространять на другие отрасли.
В настоящее время формируется новый инструмент создания и внедрения новых технологий – НТИ (Национальная технологическая инициатива). Будут активно осуществляться и инфраструктурные проекты с ведущими университетами, и крупные содержательные проекты. Надо активизировать свою деятельность в этом направлении.
Об инновационной деятельности
На основании оценок инновационных проектов университета, имеющих наибольший потенциал коммерциализации, создано 68 хозяйственных обществ с участием Южно-Уральского государственного университета, в том числе за отчетный период – четыре малых инновационных предприятия. Объем продукции, реализованной малыми инновационными предприятиями с участием ЮУрГУ, за отчетный период составил более 153 миллионов рублей. В инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах создано 167 постоянных рабочих мест, а общее количество студентов, аспирантов, молодых ученых и сотрудников университета, участвующих в работе хозяйственных обществ, превысило 330 человек.
У нас есть очень хорошие малые предприятия. Например:
- ООО «Региональный инжиниринговый центр аддитивных технологий» (руководитель – Юрий Александрович Узких), которое выиграло конкурс Гособоронзаказа;
- ООО «СтендАп Инновации» (руководитель – выпускник физического факультета ЮУрГУ Дмитрий Андреев). Его разработки по применению информационных технологий в образовании и реабилитации больных получили международный патент и адаптируются под японский и корейский рынки;
- ООО «ГРИД-инжиниринг» (руководитель – Валентин Дорохов), используя наш суперкомпьютер, участвовало в создании ряда фильмов, в том числе для иностранных киностудий;
- ООО «УралАРМ» получает международный патент на запорно-регулирующие краны, с перспективой выхода на китайский рынок.
Необходимо, чтобы таких проектов было больше. Надо работать с малыми инновационными предприятиями и выводить их на новый уровень.
В планах будущего года:
- создание бизнес-инкубатора на площадках корпуса по улице Орджоникидзе;
- создание Консультационного совета для экспертной оценки потенциала инновационных проектов; проведение форсайт-сессий для определения трендов; привлечение менторов в команду стартапа для передачи опыта и бизнес-компетенций в проект;
- создание так называемой «Точки кипения», которая объединит на одной площадке инновационные ресурсы университета, такие как студенческие и аспирантские научные конференции, факультативные курсы по предпринимательству, программы акселерации, а также конкурсы, мастер-классы, семинары и вебинары, направленные на развитие инновационных навыков и умений.
В ближайшее время университет в области инновационной деятельности сконцентрирует свои усилия на вхождении в реализацию Федеральной программы приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», а также на выполнении работ в рамках направлений университетских центров компетенций Национальной технологической инициативы (Университет НТИ).
Успешным инновационным проектом остается деятельность Научно-производственного института «Учебная техника и технологии». Несмотря на кризис в экономике, продажи учебной техники не снизились. При этом в два раза увеличились поставки в федеральные вузы и вузы – участники Проекта 5-100, в три раза выросли поставки за рубеж. Это говорит о высоком уровне и качестве разработок. Институт тонко чувствует потребности рынка. За последнее время в четыре раза увеличилось количество тренажеров-эмуляторов. Одновременно были получены крупные заказы для промышленных предприятий.
Мы начали осваивать новые зарубежные рынки: налажено сотрудничество с Азербайджаном, через которое открывается перспектива сотрудничества с Грузией и Ираном.
Достигнута договоренность с министерством образования и науки Челябинской области о создании на базе университета детского технопарка «Кванториум ЮУрГУ».
В этом безусловная заслуга Георгия Илларионовича Калягина и его команды:
- Глеба Олеговича Жбанкова – руководителя отдела «Тренажеры. Эмуляторы»;
- Алексея Анатольевича Сироткина – руководителя отдела «Машиностроение с ЧПУ»;
- Людмилы Владимировны Радионовой – руководителя отдела «Материаловедение»;
- Рустама Зайнагеддиновича Хусаинова – заместителя директора, руководителя отдела «Электро».
О некоторых достижениях институтов
Институт естественных и точных наук продемонстрировал серьезное развитие научных направлений на всех факультетах. Кроме этого, развивается проект «Видеоуроки по математике для студентов» (121000 просмотров за год). Это серьезно улучшило качество подготовки по математике. Открыта новая программа подготовки магистров «Педагогические технологии углубленной подготовки по математике и информатике». Во всей этой работе большая заслуга директора института Алевтины Викторовны Келлер.
Политехнический институт подготовил и представил большое число крупных инженерных проектов. Директор – Сергей Дмитриевич Ваулин.
Высшая школа электроники и компьютерных наук. В университете прошла международная школа «Математические и вычислительные основы программной инженерии» в рамках проекта Erasmus+. Она объединила более 50 аспирантов и профессоров из 11 стран. Также был создан первый в российском университетском сообществе научно-образовательный центр «Лаборатории Касперского» «Информационная безопасность». Открыта новая магистерская программа «Анализ данных и методы искусственного интеллекта». Сделаны шаги по направлению к открытию крупного научного направления по big data. Во всех направлениях очень хорошо себя зарекомендовал молодой директор Глеб Игоревич Радченко.
Архитектурно-строительный институт успешно реализует международный проект Erasmus+ в области строительного образования, активно развивает зону элитной подготовки. Директор – Дмитрий Владимирович Ульрих.
Институт социально-гуманитарных наук вошел в Ассоциацию Европейского журналистского образования. Монография Людмилы Петровны Шестеркиной получила первую премию Международного конкурса медиаисследований. Создана лаборатория творческого перевода для студентов-филологов. Доцент Денис Александрович Пелихов занял второе место в XIV Открытом Евразийском конкурсе на лучший художественный перевод. Историки (профессор Игорь Владимирович Нарский) получили крупный международный научный грант. Научную и проектную активность продемонстрировала кафедра философии: в августе в Крыму была организована летняя Всероссийская школа с серьезным международным участием по проблеме «Философская практика». Возможно, это вырастет в серьезное научное направление. Необходимо отметить заведующего кафедрой Елену Васильевну Гредновскую. Большую организационную работу проводит директор института Елена Владимировна Пономарева.
Институт лингвистики и международных коммуникаций отлично организует углубленную языковую подготовку, развивает программы академической мобильности, активизирует публикационную активность. Директор института – Елена Николаевна Ярославова.
Высшая школа экономики и управления. В ведущих российских издательствах издано семь учебников и учебных пособий. Статья Ирины Валентиновны Даниловой опубликована в журнале, входящем в ТОП 10% базы данных Scopus. Открыт новый диссертационный совет совместно с Уральским институтом экономики и управления. Во многом это является заслугой Виктора Михайловича Каточкова. Кафедрой «Управление инновациями в бизнесе» зарегистрирован 61 результат интеллектуальной деятельности, 10 из них внедрены. Результатом интеллектуальной деятельности является алгоритм достижения какой-то цели. Заведующий кафедрой – Кирилл Владимирович Кардапольцев. Хочу поблагодарить за эффективную работу директора института Ирину Петровну Савельеву.
Юридический институт прошел переаккредитацию бакалаврских и магистерских программ Ассоциацией юристов России. Директор института – Александр Николаевич Классен.
Высшая медико-биологическая школа за прошедший год сформировалась, объединилась вокруг ключевого направления «Молекулярные механизмы стресса» и показала достойные научные результаты. Я хочу поблагодарить Вадима Эдуардовича Цейликмана за эти результаты и смелый шаг – переход в наш университет с целью сосредоточиться на дальнейшем развитии и укреплении позиций Школы.
Институт спорта, туризма и сервиса. По совокупности результатов научной, учебной и спортивной деятельности появился реальный шанс войти в престижный рейтинг QS. Успешную работу ведет директор Вадим Викторович Эрлих.
Факультет военного обучения осуществил первый выпуск сержантов и солдат запаса. Факультет признан одним из лучших в Российской Федерации. Начальник факультета – полковник Николай Алексеевич Карпов.
Миасский филиал завершает конкурсный проект по целевой подготовке специалистов для ОПК. Филиал прошел профессионально-общественную аккредитацию Роскосмоса. Подразделение осуществляет очень успешную интеграцию с Институтом минералогии РАН, демонстрируя блестящие научные результаты. Директор филиала – Игорь Вячеславович Войнов.
Златоустовский филиал осуществляет серьезную научную работу в области материаловедения. В перспективе готовится крупный инфраструктурный проект со Златоустовским машиностроительным заводом. Хочу пожелать успехов молодому директору Андрею Николаевичу Дильдину.
В предыдущем учебном году всеми высшими школами и институтами было подготовлено очень большое число победителей студенческих научных, профессиональных, предметных международных, всероссийских и региональных олимпиад. Эти результаты не могут не впечатлять и свидетельствуют о том, что, несмотря на не очень высокий средний балл ЕГЭ абитуриентов, мы хорошо учим наших студентов. Я хочу поблагодарить коллектив университета за эту профессиональную работу.
Уважаемые коллеги! Начинается новый учебный год, нам предстоит выполнение очень серьезных задач, которых не было ранее. И если мы хотим развиваться и занять достойное место в едином глобальном научном и образовательном пространстве, мы должны эти задачи решить и осуществить прорыв, которого от нас требует действительность. И я уверен, что вместе мы сможем это сделать!
Спасибо за внимание!