Здесь у них проходят и практические занятия, и летняя практика, и лабораторные работы. На первом этаже стоят производственные станки, на втором – учебные. Это самое современное оборудование, произведенное в нашей стране и за рубежом. На предприятиях такие станки активно внедряются и используются.
За время практики студенты узнают, как проходит цикл изготовления деталей машин и знакомятся с оборудованием, овладевают навыками разработки технологий и программирования станков.
Декан механико-технологического факультета, профессор, почетный машиностроитель России Виктор Гузеев показывает студентам оборудование центра, в том числе одну из универсальных машин – так называемый гексапод, который может работать и как фрезерный станок, и как координатно-измерительная машина. Виктор Иванович объясняет студентам устройство станка, рассказывает о назначении каждой кнопки и рычага.
– Выпускников у нас разбирают быстро не только потому, что специальность массово востребованная, но и благодаря высокому уровню теоретической и практической подготовки, ориентированной на современное производство. А материально-техническая база для такой подготовки создана в том числе благодаря практикам в НИИ «Опытное машиностроение», – говорит профессор Гузеев.
В каждый станок встроен компьютер, на экран которого можно вывести программу или графическое изображение. Вот, например, нам показывают выточенное на пятикоординатном станке турбинное колесо, затем открывают кожух станка, и мы видим, как внутри происходит обработка этой детали. Технолог должен спроектировать весь процесс ее изготовления детали, написать управляющую программу – а всё остальное сделает техника.
Доцент кафедры технологий автоматизированного машиностроения, кандидат технических наук Леонид Шипулин рассказывает студентам об устройстве учебных станков, их возможностях и способах управления ими. Уже в следующем году ребята будут стоять за этими станками и отлаживать технологические процессы, которые сами разработали.
– Студенты проходят три практики. Первая – учебная, в ходе которой каждый студент получает индивидуальное задание: изучить сборочный узел, разобраться, как он работает, расписать, какую функцию выполняет каждая деталь, и начертить три детали в современных системах автоматизированного проектирования, например, в «Компас 3D» или Solidworks. В ходе второй практики отправляем студентов на предприятия, где они решают производственные задачи, анализируют действующие производственные процессы. Продолжением этой практики является третья, преддипломная, в ходе которой студенты предлагают пути модернизации действующих производств на конкретном предприятии, что и отражают в дипломных проектах, – поясняет Леонид Викторович.
Такая система практик позволяет подготовить высококлассного технолога и конструктора, необходимого современному производству.