С началом работы в сентябре 2015 года национальной платформы «Открытое образование», продвигающей массовые онлайн-курсы как новый элемент системы высшего образования в России, признание формата МООК в РФ на государственном уровне можно считать состоявшимся.
Почему инициатива Стэнфордского университета размещать курсы в открытом доступе получила такой резонанс, заинтересовав даже правительства государств? Скорее всего, потому, что МООК дают возможность показать достоинства национального образования неограниченному числу слушателей из разных стран, с разными интересами и уровнем подготовки, формируя бренды конкретных вузов.
В Южно-Уральском государственном университете создание курсов в новом формате также является одной из приоритетных задач, отраженных в «дорожной карте».
По словам руководителя проекта по созданию МООК в ЮУрГУ Лилии Костылевой, без Проекта 5-100 разрабатывать онлайн-курсы было бы намного сложнее. Именно средства, выделенные на осуществление Проекта, позволили специалистам ЮУрГУ пройти обучение в компании «Лекториум» и заключить с ней договор на разработку пилотного курса.
– В феврале в Санкт-Петербурге, – рассказывает Лилия Юрьевна, – уже начались съемки лекций доктора технических наук, профессора Ирины Кирпичниковой по курсу «Возобновляемые источники энергии», который планируется запустить в сентябре. Мы очень надеемся, что поднятые ученым проблемы экологического и энергетического кризиса, а также предложенные конкретные пути их решения привлекут внимание широкого круга слушателей.
В целях популяризации нового формата образования в ЮУрГУ объявлен конкурс на разработку МООК, на который поступило девятнадцать заявок. Конкурсанты прошли обучение в Школе МООК ЮУрГУ, где познакомились с особенностями подготовки и сопровождения массовых открытых онлайн-курсов. Девять авторских коллективов дошли до финала. В ближайшее время будут объявлены результаты конкурса. Вуз выделит средства на осуществление лучших проектов курсов.
Параллельно в университете проводится большая работа по оснащению оборудованием, программным обеспечением и обеспечению кадрами собственной лаборатории МООК, где уже отсняты пробные лекции конкурсантов.
– МООК становятся неотъемлемой частью деятельности вуза, – говорит Лилия Костылева, – поэтому ждем от преподавателей интересных, неординарных идей, а команда проекта сделает всё, чтобы помочь воплотить их в жизнь.
Таким образом, сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что у преподавателей ЮУрГУ есть реальная возможность попробовать себя в роли и авторов современных курсов в непривычном формате, и интернет-преподавателей с невероятно широкой аудиторией слушателей.